В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века российское библиотечное сообщество делало первые осторожные шаги в освоении непривычного для того времени вида деятельности - предоставлении платных услуг[20].
Попытки использовать свое, законодательно закрепленное право на получение дополнительного финансового дохода от оказания традиционных библиотечных услуг зачастую были сопряжены с непониманием, и вполне объяснимым, сформированным в течение долгих десятилетий, консерватизмом мышления не только среди пользователей, но и самих библиотечных работников.
Однако трудности нового дела не стали помехой в достижении поставленной цели, а наоборот, укрепили уверенность библиотечных менеджеров в правильности избранного пути. Минувшие годы не прошли даром, они были эффективно использованы для поиска новых и совершенствования существующих форм и видов деятельности, приносящих дополнительный доход, а также для повышения качества оказываемых услуг.
По мере развития номенклатуры услуг и увеличения динамики вне-бюджетных поступлений к началу XXI в. во многих библиотеках назрела необходимость создания специализированных структурных подразделений, на которые должны быть возложены функции:
- по централизованному планово-экономическому, регламентному
обеспечению;
- координации, организации работы;
- оформлению и учету деятельности по привлечению внебюджетных средств.
В Российской государственной библиотеке (РГБ) дополнительные услуги предоставляются в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом библиотеки и включают:
- дополнительные услуги по основной деятельности;
- предпринимательские программы;
- совместные со сторонними организациями проекты и иные виды дополнительных услуг, доход от которых поступает непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности РГБ.
Дополнительные услуги осуществляются не в ущерб выполнению основной уставной деятельности, внутреннему распорядку и режиму работы, при этом сохраняется бесплатность основных, финансируемых из госбюджета видов и направлений работы.
Предоставление дополнительных услуг направлено:
1. на реализацию права пользователей в получении дополнительных видов и форм информационно-библиотечного обслуживания;
2. привлечение в РГБ дополнительных источников внебюджетного финансирования;
3. усиление экономической заинтересованности исполнителей - сотрудников библиотеки - в конечных результатах труда;
4. укрепление материально-технической (производственной) базы библиотеки;
5. развитие и совершенствование основной уставной деятельности РГБ.
Перечень дополнительных услуг составляется с учетом потребительского спроса, профессиональных и производственных возможностей (потребностей) каждой конкретной библиотеки в отдельности и находится в состоянии непрерывного обновления и совершенствования. От правильности первоначального определения перечня предоставляемых услуг во многом зависит дальнейшее формирование их номенклатуры и решение вопросов ценообразования.
В перечень, помимо традиционных, включаются новые виды услуг, в первую очередь – оказываемые с использованием электронных ресурсов РГБ и с применением прогрессивных информационных технологий.
Например: тематический подбор информации из АБД; сканирование документов; копирование электронных версий документов; доставка электронных копий документов и т. д.
При этом следует отметить, что уровень потребительского спроса на какую-либо услугу не всегда является основным аргументом для включения (исключения) ее из перечня. Обязательно учитываются и другие, не менее важные факторы - такие как наличие (отсутствие) материально-технического, профессионального обеспечения ее качественного исполнения и т. п.
Статьи по финансам:
Операции на открытом рынке: практика, проблемы и перспективы развития
В целях создания условий для снижения темпов инфляции, а также регулирования темпов роста денежной массы в обращении, Национальный банк Таджикистана в 2003 г. продолжает работу по совершенствованию действующих инструментов денежно-кредитной и валютной политики (резервные требования, рефинансировани ...
Спецрежим при оказании автотранспортных услуг
В рамках темы моей контрольной работы, согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяетсяналогоплательщиками-организациями, оказывающими автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или ...
Режим налогообложения операций
с финансовыми инструментами срочных сделок
В современной России сегмент срочного рынка начал формироваться и развиваться с начала 1990-х годов, когда в 1992 г. на Московской товарной бирже появилась срочная секция. Необходимость появления срочного рынка состояла в следующем: § в условиях волатильности экономической конъюнктуры в рыночной эк ...