Сущность, причины и формы бюджетного дефицита

Информация о финансах » Бюджетная система РФ » Сущность, причины и формы бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит выступает как сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства.

Категория «бюджетного дефицита» является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.

Как параметр бюджетной системы бюджетный дефицит означает превышение расходов над доходами и соответствующую потребность в дополнительных источниках финансирования расходов государства. Бюджетный дефицит может отсутствовать, и в этом случае проявляется новая форма бюджетных взаимосвязей – бюджетный профицит (излишек финансовых ресурсов государства над его расходами). Возможна и ситуация равенства суммы доходов и расходов бюджета, отражающая бюджетное равновесие.

Наличие бюджетных дефицитов может вызваться широким комплексом причин финансового, экономического, политического характера: кризисными явлениями в экономике и финансах реального сектора; неустойчивостью денежно – кредитной системы; колебаниями на финансовом рынке; нестабильностью цен мирового рынка; неэффективностью курса реформ и политики правительства; чрезвычайными обстоятельствами и необходимостью увеличения оборонных расходов; финансовой зависимостью от иностранных государств и необходимостью высоких затрат на обслуживание и погашение внешнего государственного долга. Бюджетный дефицит имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции, проявляющиеся в специфических формах.

В функции распределения (перераспределения) роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверхустоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов. Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.

Понятие дефицита (профицита) применимо не только к бюджетной системе Российской Федерации, но и к государственным внебюджетным фондам, финансам (бюджетам) корпораций, холдингов, банков. Многоуровневый характер бюджетного устройства страны допускает реальную возможность появления дефицитов в нижестоящих звеньях. В системе государственных и муниципальных финансов могут иметь место следующие виды бюджетных дефицитов: консолидированного и федерального бюджета страны; консолидированных бюджетов субъектов Федерации; республиканских, краевых, областных, окружных бюджетов; государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования; обязательного медицинского страхования); внебюджетных фондов субъектов Федерации; внебюджетных фондов органов местного самоуправления.

В многоуровневой и децентрализованной бюджетной системе нередко возникают противоположные тенденции и неоднозначные явления: на федеральном уровне бюджетный дефицит может сокращаться, а на уровне субъектов Федерации он может расти. Такая тенденция наблюдалась в 2001-2002 гг. в следствии повышения доли централизации налоговых доходов и появления выпадающих доходов у бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Это связанно с тем, что были приняты решения о полном (100%) зачислении поступлений налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет (раньше 25-15% НДС направлялось в территориальные бюджеты), а также из-за снижения ставки налога на прибыль с 35 до 24%.

Поэтому, несмотря на самостоятельность бюджетов, регулирование бюджетных дефицитов в Российской Федерации должно строиться на единой концептуальной основе и решаться при эффективном взаимодействии бюджетов всех уровней.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

Статьи по финансам:

Анализ показателей эффективности использования производственных ресурсов
Показатели интенсивности использования производственных ресурсов - характеризуют эффективность использования средств производства, материальных и трудовых ресурсов. К интенсивным относятся факторы, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов: рост производительности труда в резуль ...

Принципы и задачи финансового планирования
Финансовое планирование – важная часть внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования для внутренней среды фирмы определяется тем, что оно облекает выработанные стратегией цели в форму конкретных финансовых показателей, устанавливает стандарты для организации финансовой информации ...

Социальные налоговые вычеты
При определении размера налоговой базы по доходам, облагаемым по налоговой ставке 13%. налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов (см. ст. 219 НК РФ): 1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организа ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru