Истекший XX век в еще большей степени усложнил финансовые отношения, особенно после Второй мировой войны. Колоссально возросли размеры государственных бюджетов. Государство аккумулировало ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Оно во многих странах превратилось в активного и могущественного субъекта экономических отношений, который стал собственником значительной - до половины - части национального дохода. Огромные суммы денежных средств позволили государству оказывать существенное влияние на процессы общественного воспроизводства.
Итак, финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. В этом процессе можно выделить по меньшей мере два этапа[4]. Первый - неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена - бюджета. Финансовые отношения были связаны исключительно с формированием и использованием бюджета. Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода. Если в начале XX в. в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9-18% национального дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30-50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, между народные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства. Они используют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась сама сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
Наибольший расцвет финансов связывается с последним пятидесятилетием, когда государственные функции большинства стран существенно расширились, а товарно-денежные отношения заняли ведущее место в развитых экономических системах. Таким образом, современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений. В условиях рыночных отношений происходит трансформация финансов и денег в единую категорию и смена парадигмы сущности финансов как экономической категории.
По вопросам сущности финансов и состава финансовых отношений, определяющих внутреннее содержание данной категории, выделяются две основные теории: распределительная и воспроизводственная. [5]
Существует большое количество определений финансов приведем некоторые из них:
Финансы - это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами - предприятиями, домашними хозяйствами и государством[6].
Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов[7].
Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта[8].
Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот.
При этом субъекты обладают разной юридической силой, т.е. их отношения регулируются императивными нормами, а один из них - государство - наделен властными полномочиями. Результатом этих отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета). Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного налогообложения.
Эти экономические отношения осуществляются[9]: по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них; для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество; в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.
Статьи по финансам:
Особенности планирования и финансирования расходов правоохранительных
органов
правоохранительный орган расход бюджет Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской ...
Оценка инвестиционных качеств ценных бумаг: фундаментальный и
технический анализ
Оценка инвестиционных качеств ценных бумаг начинается с предварительного отбора активов, которые инвестор, хотя бы потенциально, считает достойными своего внимания. При этом учитываются, например, следующие факторы: · особенности выпуска и обращения отдельных видов ценных бумаг; · уровень безопасно ...
Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. Она определяется соотношением стоимости материальных оборотных средств (товарно-материальных запасов) и величины собственного капитала и обязательств предприятия, используемых для их формирования. Н ...