Предпосылки возникновения финансов

Страница 1

Финансы - категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства и развитием товарно-денежных отношений. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства, а также степенью развития (формацией) товарно-денежных отношений. По мере развития товарно-денежных отношений и форм государственности существенно расширялась система финансовых отношений экономических субъектов и, соответственно, углублялось и трактование финансов. Каждая эпоха внесла определенные коррективы в использование категории финансов в экономике государств, дополнения и изменения в управление ими[1].

Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в случае возникновения определенных исторических предпосылок. Первая сводилась к следующему. В результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Последняя стала общегосударственным фондом денежных средств - бюджетом.

Вторая предпосылка - формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Наконец, третья предпосылка - налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме. Если ранее государственные доходы формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то к концу ХIХ - началу XX в. на долю денежных налогов приходилось уже 80-90% всех доходов бюджета. Только на этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

На протяжении тысячелетий вплоть до становления товарно-денежного хозяйства основная часть потребностей государства удовлетворялась за счет принудительного взимания многочисленных натуральных повинностей и сборов. Деньги обращались, но денежное хозяйство было узким и весьма ограниченным. Соответственно, общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) был также мизерным, и основная его часть расходовалась на подготовку и ведение войн. В силу этого никакого заметного регулирующего воздействия на материальное производство бюджет не оказывал, да и не мог оказать.

Постепенно общества переходят на регулярное формирование и использование централизованных фондов денежных средств[2].

Этот эволюционный процесс привел к построению определенным и все более эффективным образом структурированной системы государственных доходов и расходов. Государства законодательно закрепляли состав и структуру бюджетов. Статьи расходов этих бюджетов на протяжении столетий обеспечивали преимущественно четыре устойчивых функции государства: военные цели, государственное администрирование, развитие определенных сфер экономики, социальные нужды. Постепенно трансформировалась и приобретала стабильность система формирования государственных доходов. Натуральные подати заменялись денежными налогами. Однако финансовая система и в эти эпохи была узка и состояла лишь из одного звена - бюджета. Соответственно, финансовые отношения были однообразными и сводились почти исключительно к формированию бюджета и его использованию.

Качественно новый этап развития финансов складывается в капиталистической общественно-экономической формации, которая характеризуется развитием товарно-денежных отношений, становлением нового типа государственности. Жизнь потребовала новых общегосударственных фондов денежных средств. А потому возникли новые типы денежных отношений по поводу их формирования и использования. Товарно-денежные отношения проникают во все сферы общества, приобретают всеобщий характер. В этих условиях финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта[3].

Страницы: 1 2 3

Статьи по финансам:

Анализ деловой активности, ликвидности, рентабельности и финансовой устойчивости предприятия
Деловая активность предприятия отражает эффективность использования вложенных ресурсов. Оценка деловой активности предприятия оценивается с помощью системы показателей оценки деловой активности предприятия (табл. 1.3.) Таблица 1.3. Система показателей деловой активности Наименование показателя 2004 ...

Налогоплательщики, налогооблагаемая база и объекты налогообложения
Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Н ...

Бюджетная система России
Все бюджеты Российской Федерации объединяются в единый комплекс, который называется бюджетной системой. Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему кроме бюджетов государственные внебюджетные фонды.[14] Государственные внебюджетные фонды, как и бюджеты, утверждаются законодательными органами в ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru