Эволюция взглядов на сущность финансов

Страница 2

Если это так, то каково место финансов в каждой из этих фаз или стадий движения совокупного общественного продукта?

Несколько конкретизируют основной сущностный признак в понятии финансов профессора В.М. Федосов и С.Я. Огородник, рассматривая его как процесс распределения (перераспределения) части стоимости совокупного общественного продукта. В их определении специфика финансов рассматривается как часть СОП, но какая ее составная часть (производство, распределение, обмен, потребление), не называется.

К сожалению, общее определение финансов не позволяет реализовать те финансовые категории, которые можно использовать в практике хозяйствования в современных условиях.

Оригинальное определение финансов дает профессор Э.А. Вознесенский, который считает, что "финансы социализма представляют собой систему императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства". В этом определении автор справедливо конкретизирует основной сущностный признак - движение чистого дохода. Другая особенность финансов, по мнению автора, состоит в том, что процессы формирования и использования чистого дохода контролируются и регламентируются государством; в силу этого таким отношениям государство придает императивный характер, т.е. финансовые отношения связаны и обусловлены только функционированием государства. Другие стоимостные отношения распределения, считает Э.А. Вознесенский, входят в отношения производства и обмена.

Последователи этого научного направления, в частности Б.М. Сабанти, развивая эту идею, также ошибочно считают, что финансов предприятий нет. Все денежные отношения по поводу образования и использования доходов, ресурсов и средств на уровне предприятий и между ними относятся к денежному хозяйству и не являются финансами. Термин "финансы" относится к ресурсам государства в целом.

Э.А. Вознесенский, правильно определяя сущностный признак финансов - чистый доход, рассматривает лишь одну сторону финансовых отношений - отношений перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства. Другая сторона - обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов находится за пределами финансовых отношений. Правильно найденный объект исследования - чистый доход, создаваемый в сфере материального производства как клеточка финансовых отношений, - исходное звено и источник перераспределительных финансовых отношений почему-то находится за пределами финансовых отношений. Основанием для такого вывода послужила лишь констатация факта чистого дохода как источника перераспределительных финансовых отношений с государством, но без отражения зависимости и взаимосвязи кругооборота фондов с другой частью чистого дохода, сужая этим сферу финансовых отношений.

Такой же позиции придерживается профессор А.Ю. Казак, рассматривая "финансы фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями",. В определении А.Ю. Казака полностью отсутствуют характеристика первичного распределения совокупного общественного продукта, признается лишь его перераспределительный характер. За основной сущностный признак принят совокупный общественный продукт. Из этого определения можно только догадываться, что финансовой категорией перераспределения является чистый доход и механизм его перераспределения в форме налогов. В предложенном понятии также нет места процессу формирования децентрализованных денежных фондов, по-скольку они формируются на предприятиях и, по мнению A.Ю. Казака, не являются объектом финансовых отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по финансам:

Органы государственного финансового контроля
В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств. Президентский контроль за состоянием госуд ...

Система, структура и функции налоговых органов, как субъектов налоговых правоотношений
Министерство РФ по налогам и сборам ( МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплатель ...

Основные факторы, влияющие на уровень и динамику цен. Таможенная пошлина
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, ка ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru