В литературе высказываются различные точки зрения о понятии налогового администрирования. Так, по мнению А.В. Иванова, под налоговым администрированием в широком смысле понимается система мероприятий, осуществляемых Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета России [1, С. 72]. При этом в систему мероприятий налогового администрирования попадают:
· планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
· подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
· подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства РФ проектов федеральных законов о налогах и налогообложении;
· непосредственный контроль за поступлением налогов на бюджетные счета, взыскание недоимки, привлечение к ответственности за налоговые нарушения.
М.Ю. Орлов под налоговым администрированием понимает деятельность уполномоченных органов власти, связанную с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, поскольку в этих функциях в полной мере реализуются административные полномочия налоговых контролеров [2, С.12].
В отличие от вышеназванных точек зрения А.З. Дадашев и А.В Лобанов под налоговым администрированием понимают, прежде всего, организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включающую "совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России" [3, С. 4].
По мнению Спирина М.А., налоговое администрирование означает "управление в области налогообложения", т.е. представляет собой реализацию управляющим субъектом своих управленческих функций [4, С.17].
При этом управляющим субъектом может выступать как лицо, выступающее от имени государства, так и лицо выражающее частные интересы.
Целью налогового администрирования является повышение эффективного функционирования налоговой системы. Задачей налогового администрирования планирование валовых внутренних налоговых начислений государства и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов согласно налоговому кодексу.
В налоговых системах, как и в налоговых информационных системах, налоговое администрирование позволяет экономическим объектам своевременно выявить и устранить ошибки в налоговом учете по конкретным налогам, что позволяет снизить риск потери финансовой устойчивости этого экономического объекта и государства целиком. Помимо этого, налоговое администрирование способствует повышению эффективности фискальной политики государства посредством осуществления контроля собираемости налогов [4, С.17].
В качестве методов налогового администрирования выступают: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются.
Каждому из методов налогового администрирования присущи свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед ними задач.
Налоговое планирование может быть текущим (тактическое) и на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое прогнозирование).
Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета путем определения объема финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов и максимально возможного изъятия, а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля [5, С.34].
Основная задача налогового планирования – экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий.
В ходе налогового планирования оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона, утверждается бюджет по налогам, выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен, разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней, определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот.
Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно – налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционированного действия.
Статьи по финансам:
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров
К налогам (сборам), включаемым в выручку от реализации товаров (работ, услуг) относятся: v налог на услуги v налог на добавленную стоимость v сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки v акцизы (для подакцизных товаров) Объек ...
Понятие и причины банкротства
С понятием неплатежеспособности организации всегда связывают ее несостоятельность. При оценке несостоятельности используют два критерия: недостаточность имущества у организации для оплаты задолженности; неспособность должника к платежам. В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №127 говорится, ...
Финансирование инвестиционной деятельности
Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансировать за счет: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора ( прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выпла ...