Формы и виды кредита

Страница 1

Формы кредита тесно связаны с его структурой и в определенной степени с сущностью кредитных отношений. Элементами структуры кредита являются, как отмечалось ранее, кредитор, заемщик и ссуженная стоимость, поэтому формы кредита можно рассматривать в зависимости от характера:

1. Кредитора и заемщика;

2. Ссуженной стоимости;

3. Целевых потребностей заемщика [12, с. 141].

В зависимости от ссуженной стоимости целесообразно различать товарную, денежную и смешанную (товарно-денежную) формы кредита.

Товарная форма кредита исторически предшествует его денежной форме. Можно предположить, что кредит существовал до денежной формы стоимости, когда при эквивалентном обмене использовались отдельные товары (меха, скот и прочее). Первыми кредиторами были субъекты, обладающие излишками предметов потребления. В поздней истории известны случаи кредитования землевладельцами крестьян до сбора нового урожая, которое происходило зерном, другими сельскохозяйственными продуктами.

В современной практике товарная форма кредита не используется как при продаже товаров с рассрочкой платежа, так и при аренде имущества (в том числе при лизинге оборудования), прокате вещей. Практика свидетельствует о том, что кредитор, предоставивший товар с рассрочкой платежа, испытывает потребность в кредите, причем главным образом в денежной форме.

Денежная форма кредита наиболее типичная, преобладающая в современном хозяйстве. Это и понятно, поскольку деньги являются всеобщим эквивалентом при обмене товарных стоимостей, универсальным средством обращения и платежа. Данная форма кредита активно используется как государством, так и гражданами как внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте.

Наряду с товарной и денежной формами кредита применяется и его смешанная форма. Она возникает, например, в том случае, когда кредит функционирует одновременно в товарной и денежной формах. Можно предположить, что в случае приобретения дорогостоящего оборудования потребуется не только лизинговая форма кредита, но и денежная его форма для оплаты расходов по установке и наладке приобретенной техники.

Если кредит был предоставлен в форме товара, а возвращен деньгами или наоборот (предоставлен деньгами, а возвращен в форме товара), то в этом случае более правильно считать, что действует смешанная форма кредита.

Смешанная (товарно-денежная) форма кредита часто используется в экономике развивающихся стран, рассчитывающихся за денежные ссуды периодическими поставками своих товаров (преимущественно в виде сырьевых ресурсов и сельскохозяйственных продуктов). Во внутренней экономике продажа товаров с рассрочкой платежей сопровождается постепенным возвращением кредита в денежной форме.

Банковская форма кредита — наиболее распространенная форма, по-, скольку именно банки чаще всего предоставляют свои ссуды субъектам, нуждающимся во временной финансовой помощи. По объему ссуда при банковской форме кредита значительно больше ссуд, выдаваемых при каждой из других его форм. Это не случайно. Банк является особым субъектом, основополагающим занятием которого чаще всего становится кредитное дело, он организует многократное круговращение денежных средств на возвратной основе.

При международной форме кредита состав участников кредитной сделки не меняется, в кредитные отношения вступают те же субъекты: банки, предприятия, государство и население, однако отличительным признаком данной формы является принадлежность одного из участников к другой стране: одна из сторон — иностранный субъект.

Россия хотя и предоставляет кредиты иностранным субъектам, но в большей степени выступает заемщиком, нежели кредитором.

Гражданская форма кредита основана на участии в кредитной сделке в качестве кредитора граждан, частных лиц. Такую сделку иногда называют частной (личной) формой кредита. Гражданская (частная, личная) форма кредита может носить как денежный, так и товарный характер, применяется во взаимоотношениях со всяким из других участников кредитных отношений.

Во взаимоотношениях частных лиц друг с другом данная форма кредита часто носит дружеский характер: ссудный процент устанавливается в меньшей сумме, чем в банках, в некоторых случаях не взыскивается; кредитный договор не заключается, чаще используется долговая расписка, однако и она зачастую не применяется. Как отмечалось ранее, формы кредита можно также различать в зависимо-, сти от целевых потребностей заемщика. В связи с этим выделяются две формы кредита: производительная и потребительская [22, с. 143].

Производительная форма кредита связана с особенностью использования полученных от кредитора средств. При этой форме кредита ссуды используются на цели производства и обращения, на производительные цели.

Как в случае с товарной формой кредита, можно предположить, что его потребительская форма возникла в начале развития кредитных отношений, когда у одних субъектов ощущался избыток предметов потребления, у других возникала потребность во временном их использовании. В дальнейшем эта форма стала распространенной, применяется и в современном хозяйстве, позволяя субъектам ускорить удовлетворение потребностей населения прежде всего в товарах длительного пользования.

Страницы: 1 2 3

Статьи по финансам:

Пути увеличения прибыли предприятия
Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, работ, услуг, повышения цен на продукцию, работ, услуг и совершенствования структуры производимой продукции, работ, услуг. Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли ...

Пути повышения платежеспособности собственных оборотных средств
Положение ОАО «Газпромтрубинвест» в отрасли в 2008 году Всего в стране в 2008 году было произведено 7,8 млн. тонн стальных труб, что на 11% или 980 тыс. тонн меньше, чем в 2007 году. Уровень потребления в стране снизился на 16% с 9 млн. тонн до 7,6 млн. тонн. Доля импортной продукции в потреблении ...

Планирование расширения рекламной деятельности
Реклама в прессе — это рекламные материалы, которые опубликованы в периодической прессе. Она делится на два вида: 1. Рекламные объявления 2. Публикации обзорно-рекламного характера — это, как правило, Печатная реклама. К ней относятся: 1. Каталог 2. Проспект 3. Буклет 4. Плакат 5. Листовка Аудиовиз ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru