В РФ установилась система исполнения бюджетов всех уровней - казначейская. Организацией исполнения бюджетов занимаются органы исполнительной власти, причем непосредственное исполнение бюджетов осуществляют финансовые органы, в составе которых создаются казначейства (Федеральное и территориальные). Именно эти органы в лице казначейства осуществляют управление счетами бюджетов и бюджетными средствами, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
В своей деятельности федеральное казначейство руководствуется Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.). На сегодняшний день это положение определяет задачи и функции органов федерального казначейства, основными из которых являются:
1. организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;
2. регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
3. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;
4. осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
5. управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
6. разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
7. ведение операций по учету государственной казны РФ.
Оперативный учет – учет, предназначенный для предоставления информации с целью ведения текущей деятельности казначейства исполнительными службами.
Оперативный учет является продолжением эволюции бухгалтерского учета. Когда бухгалтерский учет перестал удовлетворять потребности исполнительных служб в актуальной и достоверной информации, возникла необходимость ведения другого учета. Именно удовлетворение потребности исполнительных служб стало целью оперативного учета. Первоначально оперативный учет удовлетворял потребности производственных служб, и являлся синонимом понятия «производственный учет». Далее специфические запросы к учетным системам стали выдвигать и другие службы: отделы снабжения, отделы продаж, отдел логистики. Например, отделу продаж необходимо видеть ежедневные отчеты по отгрузкам, изменению дебиторской задолженности. При этом порой недостаточно видеть только покупателя и сумму отгруженной продукции – появляется желание видеть, какая именно продукция продается, к какой категории, и к какому бренду она относится, в каком регионе находится покупатель, к какой категории покупателей он относится и др. Все эти задачи выполняются оперативным учетом.
Со временем оперативный учет развился до полноценного, по сути первичного учета, полностью заменяющий первоначальную цель учета бухгалтерского. Ключевыми критериями оперативного учета стали оперативность и детализация информации для уровня исполнительных служб. Еще одним важным отличием оперативного учета является его фокусировка на настоящее. Ключевая цель – дать информацию о текущей ситуации.
Главной задачей оперативного учета является своевременное и объективное отражение результатов производственной деятельности казначейства, получение достоверной информации о ходе выполнения плановых заданий производственными подразделениями, состоянии обеспеченности производственных процессов всеми видами ресурсов в целях своевременного контроля и регулирования, качественного управления в целом.
Оперативный учет казначейства должен охватывать все объекты управления, должен полно и всесторонне отражать различные аспекты деятельности.
Для эффективного управления необходимы данные о деятельности всех подразделений. Показатели оперативного учета должны регистрировать любое отклонение от планов и норм.
Оперативный учет выполняет роль:
1. источника непрерывного получения информации об итогах работы и о состоянии обеспеченности ресурсами,
2. средства ежедневного систематического контроля хода выполнения программ и своевременного регулирования процессов, распознавания и устранения отклонений.
Статьи по финансам:
Стратегия финансирования и запас финансовой прочности
Благодаря тенденции глобализации рынков и стремительному развитию технологий обмена информацией капитал достиг беспрецедентного уровня мобильности, которая позволяет инвесторам в кратчайшие сроки идентифицировать, а капиталу перемещаться туда, где ресурсы могут использоваться наиболее эффективно. Н ...
Характеристика показателей анализа собственных оборотных средств
Собственные оборотные средства участвуют в оценке финансового состояния предприятия. Наличие собственных оборотных средств является одним из важных показателей финансовой устойчивости организации. Отсутствие СОС свидетельствует о том, что все оборотные средства организации и, возможно, часть внеобо ...
Банковские вклады
В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операции по счету. ...