Бюджетный учет и отчетность

Информация о финансах » Бюджетный учет и отчетность

Бюджетный учет в российском законодательстве — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. (ФЕДЕРАЦИИ, от 31.07.1998 )

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Приказом Минфина России от 30.12. 2008 N 148н утверждена новая Инструкция по бюджетному учету. Приказ был зарегистрирован в Минюсте России 12 февраля 2009 г., текст официально опубликован 6 марта 2009г., а его действие распространено на отношения, возникшие с 1 января 2009 г. Из этого следует, что во все регистры бюджетного учета необходимо внести изменения - в части записей, нормативное регулирование которых изменилось. Принципиальными отличиями новой редакции БК РФ стали нормативное регулирование бюджетного процесса вообще и переход на трехлетнее бюджетное планирование в частности. Заметим, что название раздела (как и наименования отдельных синтетических счетов) не изменилось, хотя в БК РФ термин "санкционирование расходов бюджетов" более не используется. Применяется понятие "санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета", но сфера его действия несколько уже.

В соответствии со ст. 219 БК РФ санкционирование оплаты денежных обязательств является только одним из элементов указанного исполнения бюджета. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом. Предполагается, что ранее денежные обязательства были приняты получателем бюджетных средств (посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) и подтверждены им.

В то же время сам бюджетный процесс принципиально не изменился (кроме временного перехода на трехлетнее планирование, перспективы которого в настоящее время не ясны). Поэтому в бюджетном учете подлежит отражению весь комплекс мероприятий, ранее относившихся к понятию санкционирования расходов бюджетов.

К группам операций, подлежащих обязательному отражению в бюджетном учете, по-прежнему относятся следующие:

· утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям;

· утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;

· принятие бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета;

· подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 01.09. 2008 N 87н.Утвержденный Порядок разработан на основании ст. 219 и 219.2 БК РФ и устанавливает порядок санкционирования Федеральным казначейством и территориальными органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе или органе Федерального казначейства. То есть, фактически речь идет о документальном оформлении принятия денежных обязательств (расходов, осуществленных учреждениями или предполагаемых к осуществлению).

Отдельными пунктами Порядка, в частности, установлено следующее. Для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Заявку на кассовый расход (код по ведомственному классификатору форм документов (далее - код по КФД) 0531801) или Заявку на получение наличных денег (код по КФД 0531802) (далее - Заявки) в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Так как действие новой Инструкции по бюджетному учету распространено на отношения, возникшие с 1 января 2009 г., учреждения, отразившие перенос остатков в соответствии с нормами упомянутого письма Минфина России от 12.02.2008, должна привести бюджетный учет в данной части в соответствие с новыми требованиями.

Новым (дополнительным по отношению к письму Минфина России) является четвертый код аналитического учета. Остатки по счетам, содержащим этот код, по состоянию на начало нового года должны быть нулевыми. Следовательно, для того, чтобы данные бюджетного учета соответствовали новым требованиям, достаточно ввести в рабочий план счетов бюджетного учета (в конкретном учреждении) счета, содержащие в 22 разряде номера цифру 4. Суммы бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований по данным счетам будут отражены позже - после их принятия и утверждения.

В первый рабочий день текущего года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй года, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно:

· показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года) - на счета санкционирования текущего финансового года;

· показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным) - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);

· показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Переход на трехлетнее бюджетное планирование обусловил и изменения в бюджетном плане счетов (в частности, счетов, открываемых для учета операций по санкционированию бюджета). Счета пятого раздела получили более широкую детализацию. Так, к счету 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств" открываются четыре счета более низкого порядка (050110000 - 050140000) - в зависимости от того, лимиты какого года отражаются.

Далее к каждому из перечисленных счетов открываются счета более низкого порядка для отражения операций на соответствующем уровне бюджетного процесса. В целом перечень таких субсчетов сохранен, то есть соответствует тому, который был установлены прежней Инструкцией по бюджетному учету. Однако имеются и некоторые отличия, наиболее существенные из которых будут рассмотрены ниже (применительно к соответствующим синтетическим счетам бюджетного учета).

Обращаем внимание на то, что при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета очередного финансового года не переходят. Переносятся только остатки.

Кроме того, существенным изменением следует считать введение в План счетов бюджетного учета счета 050400000 (аналог которого в прежнем Плане счетов отсутствовал) для отражения операций по учету сметных назначений по приносящей доход деятельности. В отличие от бюджетных ассигнований сметные назначения дифференцируются только по двум годам - сметные назначения текущего года и сметные назначения на очередной финансовый год.

бюджетный учет государственный оперативный

Статьи по финансам:

Оптимальная структура капитала
Под оптимальной структурой капитала обычно понимают такую комбинацию ценных бумаг, которая максимизирует рыночную стоимость фирмы, а значит, обладает наибольшей привлекательностью для инвесторов. Проблема планирования структуры капитала имеет две составляющих: первая - это соотношение доли долга и ...

Механизм распределения прибыли
Механизм вoздействия финансoв на хoзяйствo, на егo экoнoмическую эффективнoсть нахoдится не в самoм прoизвoдстве, а в распределительных денежных oтнoшениях. Характер их вoздействия на прoизвoдствo зависит oт тoгo, наскoлькo кoнкретная система распределения, фoрмы и метoды ее oрганизации сooтветству ...

Общая характеристика налога на прибыль
Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru