Методы анализа прибыли являются важной составной частью механизма управления прибылью.
Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов для повышения эффективности управления ею на предприятии.
В научной литературе выделяют пять основных методов анализа прибыли предприятия [26].
По объектам исследования выделяют:
- анализ формирования прибыли;
- анализ распределения и использования прибыли.
По организации проведения выделяют:
- внутренний анализ прибыли;
- внешний анализ прибыли.
По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:
- анализ прибыли по предприятию в целом;
- анализ прибыли по структурному подразделению (центру ответственности);
- анализ прибыли по отдельной операции.
По объему исследования выделяют:
- полный анализ прибыли;
- тематический анализ прибыли.
По периоду проведения выделяют:
- предварительный анализ прибыли;
- текущий (или оперативный) анализ прибыли;
- последующий (или ретроспективный) анализ прибыли.
Анализ прибыли необходим для корректировки направлений деятельности, реализации мероприятий, направленных на увеличение прибыли.
Однако создание эффективной системы управление прибылью предполагает не только анализ прибыли и ее планирование (прогнозирование).
Планирование (прогнозирование) является одним из инструментов управления прибылью
В отечественной практике чаще всего применяются метод прямого счета и аналитический метод.
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (за вычетом налогов с выручки) в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью реализованной продукции.
Метод прямого счета прост и доступен, однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
Аналитический метод формирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом включает следующие этапы:
- Определение базового уровня рентабельности как частного от деления прибыли отчетного года на полную себестоимость сравнимой товарной продукции этого же периода.
- Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базового уровня рентабельности.
- Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности изменения ассортимента, цен и т.д.
- Определение прибыли планируемого года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции - на основе базового уровня рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года.
Статьи по финансам:
Методика формирования и анализа конечных финансовых результатов
деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости ...
Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к
малому бизнесу
Малый бизнес стал неотъемлемой частью российской экономической системы. Почти треть населения России задействована в малом бизнесе. В России больше миллиона малых предприятий, а это – несколько миллионов собственников, организаторов производства, менеджеров, финансистов, занятых в этом секторе. В с ...
Упрощенная система налогообложения
Количество частных предприятий на территории Российской Федерации в последнее время растет очень высокими тепами, многие люди стремятся самостоятельно организовать свой бизнес, а не работать в крупных корпорациях. Одной из проблем, с которой стакиваются многие предприниматели, является довольно сло ...