Понятие и принципы государственного кредита

Страница 3

Для государственного кредитования, на наш взгляд, такой группой отношений выступают - кредитные отношения, ведущие к образованию активного долга перед Российской Федерацией. В отношениях по государственному кредитованию, в отличие от отношений по государственному долгу, государство уже не привлекает, а выдает кредиты и, соответственно, не обслуживает и погашает государственный долг, а получает возврат основного долга и причитающиеся проценты в случае предоставления кредита на возмездной основе.

Из этой финансово-правовой особенности государственного кредитования вытекает иной важный признак исследуемого института - особый субъектный состав. Его финансово-правовая суть заключается в том, что государство в отношениях по государственному кредитованию всегда выступает в качестве кредитора.

Еще одним критерием выделения государственного кредитования в отдельный институт служит используемый при этом метод финансовой деятельности государства. Так, в отличие от государственного долга, где государство использует метод аккумуляции свободных денежных средств в бюджет, в отношениях по государственному кредитованию государство распределяет (предоставляет) имеющиеся денежные средства путем финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Таким образом, отмеченные финансово-правовые особенности в предметном, методологическом, субъектном, то есть в тех аспектах, которые и являются критериями разграничения, как отраслей права, так и их составных частей - правовых институтов, позволяют говорить о том, что "государственное кредитование" можно рассматривать как отдельный правовой институт государственного кредита.

Правовой основой государственного кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации[12], где в п.3 ст.104 говорится, что "законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации".

Пункт 4 ст.75 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Основополагающим правовым документом, в котором закреплены правовые нормы, регулирующие отношения государственного кредита, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Следовательно, совершенствование системы государственного кредита как финансово-правового института сводится к совершенствованию норм Бюджетного кодекса, относящихся к сфере государственного долга и кредитования.

Кредит является достаточно сложной экономико-правовой категорией. Государственный кредит имеет двойственную природу: правовую и экономическую. Отношения в области государственного кредита регламентируются нормами финансового права. Данные нормы регламентируют порядок мобилизации свободных денежных средств в государственный (муниципальный) денежный фонд в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Кроме этого, государственный кредит - это совокупность экономических (денежных) отношений, при которой заемщиком выступает государство, а кредитором - граждане, кредитные учреждения, иностранные государства и международные организации и др. Государственный кредит позволяет достигать баланса между расходами и доходами государственного (муниципального) бюджета, позволяет государству не прибегать к эмиссионной деятельности.

Основная причина появления государственного кредита - это недостаточные доходы государственного (муниципального) бюджета. Поэтому дефицит бюджета покрывает государственный кредит. Кредит возник в период разложения первобытно-общинного строя и первоначально предоставлялся в натуральной форме (зерно, скот, потребительские товары и т.п.), а по мере становления и развития товарно-денежного обращения кредит стал предоставляться в денежной форме. Кредит как финансово-правовой институт выполняет ряд функций.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по финансам:

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют определенные виды предпринимательской деятельности, поименованные в гл. 26.3 НК РФ. Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождени ...

Понятие внешних долговых требований Российской Федерации
Исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета. Как правило, он возникал при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истори ...

Виды инвестиционных рисков
Общеизвестно, что реализация большинства инвестиционных проектов на любом фондовом рынке сопряжена с существенным риском потери части или даже всего вложенного капитала, причем риск потерь тем выше, чем выше уровень ожидаемого от инвестиций дохода. В связи с этим крайне важно иметь четкое представл ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru