Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель). Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах[3]:
- с предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. – 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%;
- с предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% - ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.
Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%. Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета.
В Российской налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.
Данный налог является федеральным. Это означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным. Он подлежит взиманию на всей территории РФ.
Исследуемый налог был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий.
Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым[4].
Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.
Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную таблицу (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 Классификация налога на прибыль
Классификационный признак |
Тип налога на прибыль |
1. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги 2. по порядку введения 3. по способу взимания 4. по субъекту-налогоплательщику 5. по уровню бюджета 6. по целевой направленности 7. по срокам уплаты |
федеральный общеобязательный личный прямой налог с предприятий и организаций регулирующий абстрактный периодично-календарный |
Статьи по финансам:
Основные проблемы и задачи финансов индивидуальных
предпринимателей
В России на долю малых предприятий приходится около 12% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 50-60%. Запуск бизнеса поставляется с значительным количеством обязательств и проблем для владельца, но один из наиболее частых вопросов касается проблем с финансированием. Одна из о ...
Теоретическая оценка финансовой устойчивости
Анализ финансового состояния — непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой. В условиях рыночной экономики особенно важно выявить финансовую устойчивость организации, т.е. состояние финансовых ресу ...
Экономическое содержание расходов бюджета
Бюджет – это важнейший элемент финансовой системы современного государства. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».[1] Со ...