Методика АФХД представляет собой совокупность аналитических процедур используемых для определения финансово – хозяйственного состояния предприятия[38, с.24].
Различные специалисты в области анализа приводят разные методики определения финансово – хозяйственной состояния предприятия. Однако основные принципы и последовательность процедурной стороны АФХД являются практически одинаковыми. Необходимо отметить, что детализация процедурной стороны методики АФХД зависит от поставленных целей и различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения, а также видения аналитиком поставленной задачи. Поэтому определенно можно сказать, что не существует общепринятой методики АФХД предприятия, однако во всех существенных аспектах процедурные стороны похожи [13].
Методика комплексного экономического анализа для целей управления содержит следующие составные элементы [15, с.51]:
– определение целей и задач экономического анализа;
– совокупность показателей для достижения целей и задач;
– схему и последовательность проведения анализа;
– периодичность и сроки проведения управленческого анализа;
– способы получения информации и ее обработки;
– способы и методы анализа экономической информации;
– перечень организационных этапов проведения анализа и распределение обязанностей между службами предприятия при доведении комплексного анализа;
– порядок оформления результатов анализа и их оценку;
– оценку трудоемкости аналитических работ, подсчет экономического эффекта от проведенного анализа.
Особенность анализа финансово-хозяйственной деятельности автономного предприятия обусловлена необходимостью раздельного учета по видам деятельности. Отдельно должны учитываться расходы и доходы за счет бюджетных средств и за счет деятельности, приносящей доход [5, с.39].
Поэтому анализ эффективности деятельности автономного предприятия должен вестись по двум направлениям [22, с13]:
– анализ деятельности за счет бюджетных средств;
– анализ деятельности, приносящей доход.
Анализ результативности и эффективности использования бюджетных средств проводится в рамках аудита эффективности. При этом может применяться «Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств», принятая решением Коллегии Счетной палаты РФ 23.04.2004г., протокол №13 (383). Целью этой методики является формулирование основных правил и процедур, требований и практических рекомендаций по организации и проведению аудита эффективности, выполнение которых должно помочь профессионально и качественно проводить проверки эффективности использования государственных средств[10].
Проверка результативности и эффективности использования бюджетных средств может быть проведена по следующим направлениям [32, с.63]:
– анализ эффективности использования основных средств;
– анализ эффективности использования материальных запасов;
– анализ эффективности управления персоналом.
Анализ деятельности, приносящей доход, практически ничем не отличается от анализа коммерческих организаций. [12, с.57].
Система показателей комплексного экономического анализа представлена на рис. 1.1.
Рисунок 1.1 – Система показателей комплексного экономического анализа
Основными показателями подсистемы 2 являются фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость.
Фондоотдача – обобщающий показатель, характеризующий уровень использования основных фондов [28]. Фондоотдача измеряется количеством продукции, в рублях дохода или прибыли, приходящихся на 1 руб. основных производственных фондов, и рассчитывается так:
Фо = V / Фос (1.1)
Фо = Д / Фос (1.2)
Фо = П / Фос (1.3)
где V – объем продукции;
Д – доходы предприятия, руб.;
П – прибыль предприятия, руб.;
Фосн – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Фондоотдача показывает, с каким экономическим эффектом действуют вновь введенные и действующие основные фонды. Она свидетельствует о том, насколько эффективно используются производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование [21, с.78].
Статьи по финансам:
Личность С.Ю. Витте
Сергей Юльевич Витте вошел в историю - как сказали бы сегодня - как эффективный менеджер. Еще в самом начале своей карьеры, после неудачи на ниве науки, он специализировался в коммерческой области железнодорожного дела. Находясь на должности министра путей сообщения, Витте повысил рентабельность пр ...
Анализ основных тенденций развития прямого налогообложения организаций в рф
на современном этапе
Предприятие ЗАО «СПб» было создано в 2001 году. Основными задачами функционирования общества являются: заготовка, переработка и сбыт лома черных металлов по России, а также в страны ближнего зарубежья. Металлургия является одной из главных отраслей экономики, источником пополнения национального дох ...
Законодательство о налогах и сборах
Законодательство о налогах и сборах - это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов ...