Бюджетное регулирование: задачи и методы

Информация о финансах » Государственный бюджет РБ » Бюджетное регулирование: задачи и методы

Страница 1

На этапе формирования рыночной экономики значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма. Это потребовало не только его активизации, но и разработки новых форм и методов бюджетного регулирования, их увязки с уже действующей системой в рамках бюджетного процесса.

В условиях разнообразия применяемых бюджетных методов регулирования целесообразно провести их классификацию для создания возможности выбора оптимального их сочетания с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности. Для этого выделим следующие уровни бюджетного регулирования:

· общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;

· межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий;

· межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· межгосударственный – регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинация форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание. С этой целью классифицируют формы и методы бюджетного регулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:

· формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

· формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

· В первую группу относятся:

· изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;

· предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;

· перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.;

· резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;

· регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.

Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:

· финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;

· выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Проблемы сокращения внутреннего государственного долга
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство фин ...

Оценка основных финансовых показателей предприятия
Детализированный анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия может проводиться с использованием абсолютных и относительных показателей. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидно ...

Порядок исчисления и уплаты земельного налога
Обязанность уплаты земельного налога возникает с момента приобретения нрава на земельный участок. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю служит документ, удостоверяющий право собственности, владения, пользования, аренды на земельный участок. Пункт 2 ст. 65 ЗК предус ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru