На этапе формирования рыночной экономики значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма. Это потребовало не только его активизации, но и разработки новых форм и методов бюджетного регулирования, их увязки с уже действующей системой в рамках бюджетного процесса.
В условиях разнообразия применяемых бюджетных методов регулирования целесообразно провести их классификацию для создания возможности выбора оптимального их сочетания с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности. Для этого выделим следующие уровни бюджетного регулирования:
· общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;
· межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий;
· межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
· межгосударственный – регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.
Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинация форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание. С этой целью классифицируют формы и методы бюджетного регулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:
· формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;
· формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.
· В первую группу относятся:
· изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;
· предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;
· перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.;
· резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;
· регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.
Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:
· финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;
· выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;
Статьи по финансам:
Бюджетная система России
Все бюджеты Российской Федерации объединяются в единый комплекс, который называется бюджетной системой. Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему кроме бюджетов государственные внебюджетные фонды.[14] Государственные внебюджетные фонды, как и бюджеты, утверждаются законодательными органами в ...
Банковские вклады
В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операции по счету. ...
Основные виды налоговых платежей, взимаемых с юридических лиц
В настоящее время перечень налоговых платежей, взимаемых с юридических лиц довольно широк и различен. Различие в налоговых платежах связано в основном с организационно-правовой формой организации, с родом, видом и сферой ее деятельности. Так налогообложение промышленного предприятия, торгового пред ...