Контроль состояния финансов и финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления финансами информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов. Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов различных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т.д. Сферой финансового контроля являются операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, и различные формы взаимозачетов. Существуют различные формы контроля:
· по регламенту осуществления: обязательный, инициативный, внешний, внутренний;
· по времени проведения: предварительный, текущий, последующий;
· по субъектам контроля: государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский);
· по объектам контроля: бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный.
Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами. Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, смет доходов и расходов. В ходе предварительного контроля проверяется обоснованность показателей различных финансовых планов, что позволяет выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов и предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в конце отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на последующий финансовый год. Государственный контроль проводится органами государственной власти. Его цель – соблюдение интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства. Контроль органов местного самоуправления направлен на контроль исполнения местных бюджетов. Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций. Ведомственный контроль направлен на контроль подотчетных ведомству предприятий. Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами в соответсвиис действующим законодательством.
Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы.
В управлении финансами сочетаются административно-распорядительные и экономические методы. Распорядительные методы основаны на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.
Статьи по финансам:
Последовательность проведения денежной реформы
Первоочередной задачей Витте было решить, по какому пути проводить денежное преобразование: взять курс на золотой монометаллизм или на биметаллизм, применяющий в равной степени как золото, так и серебро. Поначалу Витте склонялся ко второму варианту, потому как Россия привыкла к хождению монет из ра ...
Операции на открытом рынке
Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность централь ...
Безрисковая ставка
При расчете ставки дисконтирования в процессе оценки используется ряд методик, большинство из которых, по сути, предусматривает корректировку безрисковой ставки доходности до величины, учитывающей рискованность вложений в тот или иной актив. Так, в модели кумулятивного построения, используемой при ...