Кроме того, ФАТФ публикует список стран, которые не оказывают содействие в борьбе с легализацией денег, и предоставляет рекомендации по принятию этими странами национальных законов относительно противодействия легализации на основе международных стандартов. Список таких стран стал показателем надежности их экономики, инвестиционной привлекательности и международного признания. В целом, по определению ФАТФ, легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или другим имуществом, приобретенными сознательно незаконным путем. Исходя из международной практики, к легализации преступных доходов можно отнести:
Таблица 1.1.2 Способы извлечения незаконных доходов
№ |
Легализация преступных доходов |
1 |
сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников; |
2 |
создание видимости законности получения доходов; |
3 |
сокрытие лиц, которые получают незаконные доходы и инициируют сам процесс "отмывания"; |
4 |
уклонение от уплаты налогов; |
5 |
обеспечение удобного и оперативного доступа к средствам, полученным из нелегальных источников; |
6 |
создание условий для безопасного и комфортного потребления "отмытых" денежных средств; |
7 |
создание условий для безопасного инвестирования "отмытых" доходов в легальную экономическую деятельность, в легальный бизнес. |
Нелегально полученные средства могут быть использованы различными способами в зависимости от кратко- и долгосрочных планов собственников. Их движение происходит, как правило, аналогично движению легально полученных доходов и отличается цикличностью: одни расходуют на потребление, другие - возвращаются в бизнес.
"Отмывание" денег является важной составной частью любой преступной деятельности, звеном криминального экономического цикла, который включает:
Рис.1. Звенья криминального экономического цикла. (лист 8 раздаточного материала)
Накопление криминального дохода – фаза криминального экономического цикла, содержанием которой является получение дохода в результате преступной (общественно опасной) экономической деятельности, осуществление преступлений в сфере экономики.
Легализация криминальных фондов – фаза криминального экономического цикла, содержанием которой являются финансовые операции, направленные на придание преступно полученным средствам видимости полученных законным путем.
Использование легализованных криминальных средств – фаза криминального экономического цикла, включающая потребление, криминальное инвестирование преступных доходов (использование легализованных преступно полученных средств для возобновления и расширения преступной организации), инфильтрация их в легальный бизнес (использование легализованных преступно полученных средств для осуществления прямых и портфельных инвестиций в организации легальной экономической деятельности).
Определяя объект легализации (отмывания) - "доходы" и "поступления", следует обратиться к международной практике. Так, Конвенция ООН от 20 декабря 1988 года отмечает, что в рамках этого документа "доходы" означают любую собственность, полученную или приобретенную прямо или косвенно вследствие совершения экономического правонарушения. Конвенция Совета Европы от 8 ноября 1990 года определяет "доходы" как любую экономическую выгоду, приобретенную преступным путем, которая может состоять из любой собственности. Еще один термин - "поступления" - был заимствован из Международной Конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года. Он означает любую экономическую выгоду, полученную вследствие совершения экономического преступления, которая может состоять: из материальной собственности; собственности, выраженной в правах; собственности на движимое или недвижимое имущество; собственности на правовые документы, которые подтверждают право на такую собственность или часть в ней. В Конвенции ООН указано следующее:
Статьи по финансам:
Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий
Определение целей местного экономического развития самым тесным образом связано с социокультурным контекстом, теми ценностями, на которые ориентируются различные местные сообщества, и ценностями, которые приняты ими как общие. Постановка целей местного развития является для руководителей органов ме ...
Виды налогов и сборов действующих на территории Республики Беларусь
Состав налогов налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Наибольшее распрост ...
Налогоплательщики
Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также индивидуальные предпр ...