Проблемы регулирования денежного предложения и их взаимосвязь с инфляционными процессами в Республике Таджикистан

Информация о финансах » Вопросы реформирования денежно-кредитных и валютных отношений как метод регулирования инфляции в Республики Таджикистан » Проблемы регулирования денежного предложения и их взаимосвязь с инфляционными процессами в Республике Таджикистан

Страница 2

После комплексного анализа динамики изменения объёма денежной массы в республике за 2011 г. (см. табл. 2), можно определить, что увеличение объёма денежной массы на 14,1 млн. сомони в феврале по сравнению с январём данного периода, привело к снижению официального обменного курса сомони на 10 дирамов и курса наличных сделок на 12 дирамов. Такая же картина видна в июле-сентябре и ноябре-декабре того же года, то есть увеличение объёма денежной массы имело прямое отношение к инфляционным процессам данного периода.

Исследуя данные показатели, невольно можно вспомнить слова лауреата Нобелевской премии экономиста Милтона Фридмана – «инфляция везде и всегда – явление денежное». И мы, также считаем, что немаловажное значение в макроэкономической стабильности в современных и специфических условиях Таджикистана, управление денежной системой является важным аспектом социально-экономического развития страны.

В публикуемых работах отечественных экономистов, исследующих вопросы регулирования денежно-кредитной политики в Таджикистане, часто можно заметить очень резкие высказывания в адрес таджикских монетаристов. Но вышеприведённый нами пример показывает, что когда НБТ начинает терять контроль по регулированию объёма денежной массы, инфляция начинает расти.

При проведении исследования, мы пришли к выводу, что экономисты, рекомендующие повышения объёма денежной массы в республике, скорее всего, опираются на общеизвестную теорию, когда при предложении денег равновесная ставка процента будет падать.

Процентная ставка – это издержки заимствования или цена, уплачиваемая за аренду средств (обычно выражается годовым процентом от суммы, выданной в ссуду).

Важную роль в обсуждении тезиса о том, что рост предложения денег приводит к понижению ставок процента, сыграл М. Фридман. Он признал, что модель предпочтения ликвидности верна, и назвал тезис о том, что увеличение предложения денег (при неизменных прочих параметрах) понижает ставку процента, эффектом ликвидности. Однако, на его взгляд, эффект ликвидности далеко не полностью описывает рассматриваемый процесс: увеличение предложения денег может не только не сохранить «прочие параметры неизменными», но и оказать дополнительное влияние на экономику, что в свою очередь может привести к росту ставок процента. Если эти эффекты окажутся значительными, то вполне возможно, что с ростом предложения денег возрастут и процентные ставки.

Теперь рассмотрим, как эффекты изменения дохода, уровня цен и ожидаемой инфляции влияют на равновесные процентные ставки.

1. Эффект дохода. Рост предложения денег оказывает расширительное воздействие на экономику, поэтому должны возрасти и национальный доход, и благосостояние. Модель предпочтения ликвидности, как и модель рынка заемных средств, указывает, что процентные ставки при этом будут расти. Таким образом, эффект дохода при росте предложения денег сводится к росту процентных ставок как реакции на более высокий уровень дохода.

2 Эффект уровня цен. Увеличение предложения денег может также явиться причиной роста общего уровня цен в стране. Согласно модели предпочтения ликвидности, это приведет к росту процентных ставок. Следовательно, эффект уровня цен при росте предложения денег заключается в росте процентных ставок, как реакции на рост уровня цен.

3. Эффект ожидаемой инфляции. Растущий уровень цен (высокий темп инфляции), являющийся результатом увеличения предложения денег, воздействует на процентные ставки и через свое влияние на оценку ожидаемого темпа инфляции. В частности, когда растет предложение денег, общество может ожидать более высокого уровня цен в будущем, а это значит, что ожидается более высокая инфляция. Согласно модели рынка заемных средств, такой рост ожидаемой инфляции приведет к более высокому уровню процентных ставок. Таким образом, эффект

ожидаемой инфляции при росте предложения денег заключается в росте процентных ставок в ответ на рост ожидаемого темпа инфляции.

На первый взгляд может показаться, что эффект уровня цен и эффект ожидаемой инфляции – это одно и то же. Оба они указывают на то, что рост уровня цен, порожденный увеличением предложения денег, повысит процентные ставки. Однако между ними есть тонкое различие, почему их и рассматривают как два разных эффекта.

Предположим, сегодня произошло однократное увеличение предложения денег, в результате чего цены к будущему году постепенно вырастут до более высокого уровня. Под влиянием эффекта уровня цен вместе с ростом цен в течение года увеличиваются и процентные ставки. И только в конце года, когда цены достигнут своего пика, эффект уровня цен будет максимально ощутимым.

Растущий уровень цен повысит процентные ставки также и через эффект ожидаемой инфляции, поскольку общество ждёт, что в течение года темп инфляции будет выше. Однако, когда в следующем году рост уровня цен прекратится, темп инфляции и ожидаемой инфляции упадет до нуля. И тогда повышение процентных ставок, вызванное предшествующим ростом ожидаемого темпа инфляции, исчерпает себя. Таким образом, видим, что, в противоположность эффекту уровня цен, чье наибольшее влияние ощущается на следующий год, влияние эффекта ожидаемой инфляции в следующем году будет наименьшим (нулевым). Следовательно, основное различие между этими двумя эффектами состоит в том, что эффект уровня цен продолжает действовать и после того, как цены перестали расти, в то время как эффект ожидаемой инфляции исчезает.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по финансам:

Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров
К налогам (сборам), включаемым в выручку от реализации товаров (работ, услуг) относятся: v налог на услуги v налог на добавленную стоимость v сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки v акцизы (для подакцизных товаров) Объек ...

Порядок постановки и снятия с учета организации, ведение личных дел плательщиков
В соответствии с Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обяза ...

Признаки налога на прибыль
Плательщики налога. Законом определено, что основные плательщики налога на прибыль - это все предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства и организационно правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиа ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru