Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц

Информация о финансах » Исследование проблем исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в России » Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц

Страница 3

При этом предоставление налоговых льгот бухгалтериями организаций или индивидуальными предпринимателями для них не обременительно.

Исходя из количества налоговых агентов, состоящих на налоговом учете и представивших сведения о доходах физических лиц, в среднем один налоговый агент предоставит в год один из указанных налоговых вычетов. Это практически неощутимо для бухгалтерии и удобно для налогоплательщиков и налоговых органов.

При этом в гл. 23 НК РФ рекомендуется сохранить норму, дающую право налогоплательщику обратиться за предоставлением налоговых вычетов не по месту работы, а в налоговый орган по месту жительства. Выбор места предоставления налоговых вычетов должен остаться за налогоплательщиком.

Кроме этого, если высвобожденных налоговых инспекторов направить на осуществление контрольных функций (проведение выездных и камеральных налоговых проверок), то значительно возрастут как показатели охвата налоговых агентов налоговыми проверками, так и результативность контрольной работы налоговых органов в целом.

Получение льгот по налогу на доходы физических лиц в налоговых органах при подаче налоговой декларации по итогам года ущемляет права налогоплательщиков, так как для них важно получать льготу ежемесячно при расчетах по заработной плате, а не в следующем году после подачи налоговой декларации, ее обработки налоговым инспектором, изучения всех представленных документов. Хотя для бухгалтерии проще не предоставлять налоговые вычеты, для работника взаимоотношения с бухгалтером организации, в которой он работает, являются более эффективными, чем с сотрудниками налоговых органов.

Другой серьезной проблемой является проблема контроля налоговыми органами за самостоятельным исчислением суммы налога и представлением деклараций о доходах физическими лицами, получившими доходы от экономии на процентах за пользование заемными средствами, от продажи имущества организациям и индивидуальным предпринимателям, доходы в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.

Налоговые органы не имеют сведений о количестве физических лиц, получивших доходы от экономии на процентах за пользование заемными средствами, потому что согласно положениям ст. 212 НК РФ, исчисление налоговой базы по указанным доходам производится налогоплательщиком самостоятельно, в связи, с чем налоговый агент не исчисляет указанный доход и не сообщает о нем в сведениях о доходах на законных основаниях. В связи с этим контроль налоговых органов за уплатой налогов с указанных доходов носит случайный характер, а это недопустимо.

Большое количество спорных вопросов возникает при исчислении и уплате НДФЛ с авансов.

Следует ли сумму аванса по гражданско-правовому договору, заключенному с физическим лицом, в момент его выплаты включить в доход физического лица и удержать НДФЛ?

С одной стороны, в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, таким образом, при внесении предоплаты в пользу физического лица налоговый агент обязан рассчитать и удержать с данной выплаты НДФЛ (ст. 226 НК РФ).С другой стороны, аванс по гражданско-правовому договору не является доходом, ведь в ст. 208 НК РФ, говорится, что к доходам от источников в РФ относятся, в частности, вознаграждения за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. Следовательно, для того, чтобы включить выплаты по гражданско-правовому договору в налоговую базу, работа на момент осуществления выплат должна быть выполнена (услуга оказана), а результат принят заказчиком, а так как при выплате аванса работа выполнена частично, возникает правомерный вопрос о необходимости уплаты налога с аванса. Таким образом, при выплате аванса организация как налоговый агент НДФЛ не исчисляет и не удерживает, поскольку на момент предоплаты работа до конца не выполнена и оснований для включения в доход физического лица суммы аванса не имеется.

Кроме того, в момент получения предоплаты невозможно достоверно оценить экономическую выгоду физического лица, поскольку ряд обстоятельств может повлечь изменение суммы фактического дохода.[35] Например, вследствие выполнения работ ненадлежащего качества цена договора может быть снижена, и часть предоплаты физическое лицо — подрядчик должно будет вернуть (п. 1 ст. 723 ГК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по финансам:

Налоговая база
Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется: § как объем реализованных (переданных) подакци ...

Элементы налоговой системы Республики Беларусь
В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства. Основными элементами налоговой системы выступают: ü плательщики налогов (с ...

Анализ проблем и перспектив налоговой системы РФналог ставка бюджет
Еще в эпоху Адама Смита, и даже раньше, экономисты размышляли и писали об эффектах налогообложения. При этом они чаще всего описывали те характеристики систем налогов, которые им представлялись желательными, так, А.Смит насчитывал «четыре максимы, действующие применительно к налогам в целом»: 1. сп ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru