Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц

Информация о финансах » Исследование проблем исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в России » Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц

Страница 2

Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета может быть больше, если устранить из налогового законодательства отдельные несоответствия научным принципам налогообложения, неясности, противоречия, дающие возможность налогоплательщикам в ряде случаев уклоняться от уплаты налога и не позволяющие налоговым органам эффективно осуществлять администрирование налога на доходы физических лиц.

Одной из первоочередных задач по оптимизации налогового администрирования в части совершенствования гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, является изменение порядка предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. И если проблема порядка предоставления стандартных налоговых вычетов в основном решена поправкой в ст. 218 НК РФ, предоставившей всем налоговым агентам, а не только работодателям, право предоставлять стандартные налоговые вычеты, то проблема изменения порядка предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов далека от своего решения и гораздо более серьезна по последствиям.

На сегодняшний день социальные и имущественные налоговые вычеты налогоплательщикам могут предоставлять только налоговые органы и многие финансовые работники убеждены, что такой порядок необходимо сохранить. Это позволяет, по их мнению, более тщательно подходить к каждому случаю возврата. Однако это приводит к ряду негативных последствий, не лежащих на поверхности.

Государственный подход к этой проблеме состоит в том, чтобы предоставить налоговым агентам право предоставлять все виды налоговых вычетов.

Данный подход должен соответствовать следующим классическим принципам налогообложения: принципу удобности, предполагающему, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика: принципу экономии, заключающемуся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Применительно к современным условиям, принцип удобности должен учитывать затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. Во времена А. Смита эти затраты для граждан были минимальными, но при современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих

обязанностей оказываются весьма значительными, и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога.

Принцип экономии применительно к современным условиям требует сокращения затрат государства (главным образом налоговых органов) на единицу взимаемого налога и уменьшения затрат общественного труда на уплату налога.

При предоставлении социальных и имущественных налоговых вычетов налоговыми агентами, затраты общественного труда уменьшаются примерно в 8 раз по сравнению с действующим порядком предоставления налоговых вычетов налоговыми органами. Экономия общественного труда налицо.

Налогоплательщикам в данном случае не надо будет тратить время на сбор Справок о полученных доходах, поскольку вычет будет предоставляться по мере получения дохода налогоплательщиком от данного налогового агента в течение календарного года, на визит в налоговый орган, на заполнение и сдачу налоговой декларации, при этом существенно упрощается вся процедура предоставления налогового вычета.

Налогоплательщику достаточно подать в бухгалтерию своей организации заявления о предоставлении налогового вычета, о возврате налога и приложить документы, подтверждающие право на эти вычеты.

Бухгалтеру необходимо визуально проверить документы, свидетельствующие о праве на льготы, подшить их в дело и внести в налоговую карточку налогоплательщика заявленную льготу (предоставить вычет). В свою очередь, налоговый контроль за правильностью их предоставления будет осуществляться налоговыми органами в ходе проведения выездных и камеральных налоговых проверок, с использованием данных налоговой отчетности о доходах физических лиц, предоставляемой в налоговый орган в соответствии со ст. 230 НК РФ, в которой отражаются сведения обо всех предоставленных налоговым агентом налогоплательщику налоговых вычетах. В период действия Закона Российской Федерации от 07.12.91 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (до 01.01.01 г.) такой порядок проверки предоставления налоговыми агентами льгот по налогу, в том числе по суммам, направленным налогоплательщиками на приобретение (строительство) жилья успешно себя зарекомендовал[34].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по финансам:

Базовые методы анализа кредитоспособности промышленных предприятий в банке
Международный банк Санкт-Петербурга работает на финансовом рынке более 17 лет. Банк оказывает весь спектр услуг по обслуживанию корпоративных и частных клиентов. Ключевым направлением деятельности банка является работа с корпоративными клиентами. Банк поступательно развивает розничный бизнес, наращ ...

Политика доходов и расходов РК
Политика доходов в 2008–2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Казахстанская система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса пре ...

Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность – один из важнейших показателей эффективности производства, используемых для оценки деятельности предприятия. Для этой цели проведем анализ рентабельности изучаемой организации по таблице 25. Показатель рентабельности продаж свидетельствует, что на 1 руб. полученной выручки приходитс ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru