Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц

Информация о финансах » Исследование проблем исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в России » Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц

Страница 2

Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета может быть больше, если устранить из налогового законодательства отдельные несоответствия научным принципам налогообложения, неясности, противоречия, дающие возможность налогоплательщикам в ряде случаев уклоняться от уплаты налога и не позволяющие налоговым органам эффективно осуществлять администрирование налога на доходы физических лиц.

Одной из первоочередных задач по оптимизации налогового администрирования в части совершенствования гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, является изменение порядка предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. И если проблема порядка предоставления стандартных налоговых вычетов в основном решена поправкой в ст. 218 НК РФ, предоставившей всем налоговым агентам, а не только работодателям, право предоставлять стандартные налоговые вычеты, то проблема изменения порядка предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов далека от своего решения и гораздо более серьезна по последствиям.

На сегодняшний день социальные и имущественные налоговые вычеты налогоплательщикам могут предоставлять только налоговые органы и многие финансовые работники убеждены, что такой порядок необходимо сохранить. Это позволяет, по их мнению, более тщательно подходить к каждому случаю возврата. Однако это приводит к ряду негативных последствий, не лежащих на поверхности.

Государственный подход к этой проблеме состоит в том, чтобы предоставить налоговым агентам право предоставлять все виды налоговых вычетов.

Данный подход должен соответствовать следующим классическим принципам налогообложения: принципу удобности, предполагающему, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика: принципу экономии, заключающемуся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Применительно к современным условиям, принцип удобности должен учитывать затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. Во времена А. Смита эти затраты для граждан были минимальными, но при современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих

обязанностей оказываются весьма значительными, и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога.

Принцип экономии применительно к современным условиям требует сокращения затрат государства (главным образом налоговых органов) на единицу взимаемого налога и уменьшения затрат общественного труда на уплату налога.

При предоставлении социальных и имущественных налоговых вычетов налоговыми агентами, затраты общественного труда уменьшаются примерно в 8 раз по сравнению с действующим порядком предоставления налоговых вычетов налоговыми органами. Экономия общественного труда налицо.

Налогоплательщикам в данном случае не надо будет тратить время на сбор Справок о полученных доходах, поскольку вычет будет предоставляться по мере получения дохода налогоплательщиком от данного налогового агента в течение календарного года, на визит в налоговый орган, на заполнение и сдачу налоговой декларации, при этом существенно упрощается вся процедура предоставления налогового вычета.

Налогоплательщику достаточно подать в бухгалтерию своей организации заявления о предоставлении налогового вычета, о возврате налога и приложить документы, подтверждающие право на эти вычеты.

Бухгалтеру необходимо визуально проверить документы, свидетельствующие о праве на льготы, подшить их в дело и внести в налоговую карточку налогоплательщика заявленную льготу (предоставить вычет). В свою очередь, налоговый контроль за правильностью их предоставления будет осуществляться налоговыми органами в ходе проведения выездных и камеральных налоговых проверок, с использованием данных налоговой отчетности о доходах физических лиц, предоставляемой в налоговый орган в соответствии со ст. 230 НК РФ, в которой отражаются сведения обо всех предоставленных налоговым агентом налогоплательщику налоговых вычетах. В период действия Закона Российской Федерации от 07.12.91 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (до 01.01.01 г.) такой порядок проверки предоставления налоговыми агентами льгот по налогу, в том числе по суммам, направленным налогоплательщиками на приобретение (строительство) жилья успешно себя зарекомендовал[34].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по финансам:

Повышение эффективности управления основным капиталом на предприятии
Для повышения эффективности управления основным капиталом, в том числе и, в части формирования амортизационного фонда для его обновления и пополнения, рекомендуем совершенствование амортизационной политики по нескольким направлениям: 1. Разработка экономически целесообразных сроков полезного исполь ...

Гранты как источник внебюджетного финансирования библиотеки
Для российских библиотек грантовые средства являются самым популярным и основным, после госбюджета, источником поддержки библиотечной деятельности наряду с использованием собственных ресурсов организации (предоставлением платных услуг потребителям). Если управление библиотеки приняло решение, что о ...

Формы и методы финансового контроля
Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от целого ряда факторов (время и ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru