Макроэкономические предпосылки реальных инвестиций в РФ

Информация о финансах » Финансирование реальных инвестиционных проектов » Макроэкономические предпосылки реальных инвестиций в РФ

Страница 1

Одним из факторов, препятствующих формированию в России полноценного гражданского общества и его консолидации вокруг общих ценностей, является чрезмерное по меркам развитых стран неравенство в уровне доходов и потребления. Отчасти это неравенство — следствие структурных диспропорций российской экономики, в частности, недостаточного развития секторов, обеспечивающих формирование инвестиций в человеческий капитал.

В этом разделе мы предлагаем некоторые подходы к изменению ситуации, которые представляются нам разумными. Данный раздел проработан в гораздо меньшей степени, чем предыдущие, тем не менее мы решили вынести наши идеи для общественного обсуждения, поскольку считаем, что выбор путей долгосрочного развития невозможен без полноценной общественной дискуссии.

Новая модель экономического роста в долгосрочной перспективе будет опираться на развитие человеческого капитала. Для того, чтобы эта модель реализовалась, должны заработать эффективные экономические механизмы, способствующие формированию государственных и частных инвестиций в человека. Основными каналами таких инвестиций служат системы образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения в старости. Кроме того, инвестиции в качество среды связаны с доступностью жилья и качественных жилищно-коммунальных услуг. Мы считаем, что прорыв по перечисленным направлениям возможен лишь при сокращении неравенства и увеличения персональной ответственности граждан за формирование собственных инвестиций в человеческий капитал.

Одним из результатов быстрого экономического роста в 2000-е годы стало повышение доходов и потребительских расходов населения в реальном выражении в 2,5 раза. Тем не менее, изменения в структуре потребительских расходов и сбережений населения носили однобокий характер. Происходило увеличение доли потребления непродовольственных товаров относительно расходов на питание; организованные сбережения в основном ограничивались банковскими вкладами. При этом доля платных услуг в течение 2000-х годов колебалась на достигнутом к концу 1990-х уровне 14–16% доходов (табл. 1.1). За 12 лет доля расходов населения на медицинские услуги и путевки увеличилась всего лишь с 1,2 до 1,3% доходов, а доля расходов на платные услуги образования после некоторых колебаний осталась около 1%. Взносы населения в систему пенсионного страхования в структуре сбережений весь этот период находились в пределах статистической погрешности. Таким образом, несмотря нарост доходов населения в последнее десятилетие, структура их использования пока не приближается к характерной для развитых стран, соответственно относительно низкой остается и доля собственных платежей населения в структуре финансирования инвестиций в человеческий капитал.

Таблица 1.1

Потребительские расходы населения, % от доходов

2001

2002

2011

Покупка товаров и оплата услуг

Покупка товаров

Оплата услуг, в том числе

оплата услуг системы образования

расходы на путевки в санатории и дома

отдыха, туризм и медицинские услуги

74,6

59,8

14,8

1,0

1,1

1,0

73,3

57,3

15,9

1,1

1,4

73,5

56,4

15,6

1,0

1,3

Вклад секторов образования и здравоохранения в формирование ВВП за 2000-е годы практически не увеличился, следуя за динамикой бюджетных расходов на эти цели, а развитие финансовых услуг для населения в основном ограничивалось банковским сектором. Казалось бы, «ресурсное проклятие» в эти годы не должно было затруднять развитие неторгуемых секторов, к которым относятся все перечисленные. Причиной отставания стало наличиене дореформированного сектора бюджетных услуг и государственной пенсионной системы, которые сами не развивались, зато создавали иллюзию «обеспеченности» населения соответствующими услугами. Наряду с этим развитию инвестиций в человеческий капитал препятствовал высокий уровень неравенства, одним из генераторов которого являлся недостаточный уровень доходов занятых в бюджетных секторах экономики.

Наша гипотеза состоит в том, что смягчение зарплатной диспропорции между доходами занятых в секторе бюджетных услуги других секторов экономики могло бы способствовать сдвигу структуры потребления в сторону повышения доли платных услуг. Косвенное подтверждение этому дает опыт резкого повышения зарплат бюджетникам в конце 2001 г., в результате которого прирост зарплат в образовании и здравоохранении за 2002 г. составил около 60% на фоне роста средней зарплаты по экономике на 35%. Это повышение совпало с заметным увеличением доли платных услуг в структуре использования доходов (в том числе образования и медицины), эффект от которого сохранился до начала 2010-х годов.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по финансам:

Оценка инвестиционного проекта на основе метода анализа чувствительности к проектным рискам
При проведении оценки инвестиционного проекта при помощи метода анализа чувствительности, необходимо учесть влияние такого параметра как инфляция, поскольку данный параметр является прогнозируемым и его учет проводится на основании статистических данных. Как и в предыдущем случае необходимо пересчи ...

Анализ использования технологического оборудования
Анализ работы оборудования базируется на системе показателей, характеризующих использование его численности, времени работы и мощности. Различают оборудование наличное и установленное (сданное в эксплуатацию), фактически используемое в производстве, находящееся в ремонте и на модернизации, и резерв ...

Место государственного долга в системе долговых обязательств
В научной литературе нет однозначной позиции по вопросу о правовом понятии государственного долга, его месте в системе долговых обязательств. Кроме того, следует отметить, что экономисты и юристы также несколько по-разному интерпретируют указанную категорию, отражая те или иные ее отдельные стороны ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru