На уровне принятия руководством стратегических решений можно выделить следующие внутренние планово - маркетинговые факторы риска:
· ошибочный выбор или неадекватная формулировка собственных целей предприятия;
· неверная оценка стратегического потенциала предприятия;
· ошибочный прогноз развития внешней для предприятия хозяйственной среды в долгосрочной перспективе и др.
В России система распределения рисков пока не создана. Более того, само государство нередко становится главным "индуктором риска". Это проявляется в несвоевременной оплате закупленной продукции, установлении новых таможенных правил, которые дезориентируют производителей.
Специалисты в области налогообложения также выделяют факторы, влияющие на увеличение налоговых рисков на предприятии:
- изменение налогового законодательства;
- неточные формулировки отдельных налоговых норм;
- выпуск налоговыми органами разъяснений, дополняющих нормы законодательства о налогах и сборах;
- смена бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии;
- подготовка договоров, актов работниками, не компетентными работниками, не понимающими того, какие последствия придуманные формулировки будут иметь в бухгалтерском и налоговом учете.
Отсутствие в специальной литературе устоявшегося терминологического аппарата налогового риска обусловливает целесообразность рассмотрения различных точек зрения на определение рассматриваемого понятия в целях формирования теоретических основ оценки налоговых рисков. Поэтому рассмотрим еще одну классификацию факторов возникновения налоговых рисков на предприятии:
1. По субъектам, несущим налоговые риски: налоговые риски государства, налогоплательщиков, налоговых агентов, взаимозависимых лиц. В дальнейшем можно осуществлять детализацию риска налогоплательщиков - для юридических и физических лиц, а государства — для различных законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения.
2. Исходя из факторов, определяющих налоговые риски: внешние и внутренние. К внешним
для производственного предприятия относятся факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с деятельностью самого предприятия, они будут обусловлены действием международных договоров в области налогообложения, деятельностью оффшорных зон и предлагаемых ими условий. Этот вид риска возникает при смене отдельных стадий экономического цикла, изменении конъюнктуры финансового рынка и в ряде других аналогичных случаев, на которые предприятие в процессе своей деятельности повлиять не может. К этой группе рисков могут быть отнесены инфляционный риск, процентный риск, валютный риск, налоговый риск и частично инвестиционный риск. Данные риски включают в себя:
- дефицит бюджета,
- изменение курса национальной валюты,
- темпы инфляции,
- повышение ставок рефинансирования ЦБ и процентов по кредитам коммерческих банков,
- колебания курсов государственных и корпоративных ценных бумаг;
- изменение экономической политики в большей либерализации экономики;
- ослабления или ужесточения налогового бремени;
- регулирования экспорта и импорта и т.п
Внутренними
факторами риска считают факторы, появление которых обусловлено или порождается деятельностью самого предприятия. Он может быть связан с неквалифицированным финансовым менеджментом, неэффективной структурой активов и капитала, чрезмерной приверженностью к рисковым финансовым операциям с высокой нормой прибыли, недооценкой хозяйственных партнеров и другими аналогичными факторами, отрицательные последствия которых в значительной мере можно предотвратить за счет эффективного управления финансовыми рисками. 3. По объекту связи с другими видами рисков: риском упущенной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным риском и др. Поскольку содержание налогового риска раскрывается применительно к конкретным ситуациям, содержащим риск, и объектам их проявления, можно сказать, что для организации - налогоплательщика налоговые издержки являются одним из таких объектов, тесно взаимосвязанным с другими объектами рисков. 4. По виду последствий: риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. Риски налогового контроля, в свою очередь, могут быть подразделены на риски "обычного" налогового контроля и риски "заказного" налогового контроля. К первому виду названных рисков относятся риски контроля со стороны территориальных налоговых органов в рамках их обычной деятельности. Риски второго вида могут быть инициированы правоохранительными органами или отдельными высокими руководителями в рамках "политического заказа", являются форс-мажором и не могут быть определены достаточно точно.
К рискам усиления налогового бремени можно было бы отнести рост налоговых баз как вследствие изменения методологии их исчисления, так и в связи с их динамикой, связанной с расширением объемов хозяйственной деятельности.
Статьи по финансам:
Предложения по улучшению и максимизации прибыли
Заказы предприятию постоянно растут. Для выполнения крупных заказов (покупки комплектующих, выплаты заработной платы, расходы по отгрузке продукции) предприятие привлекает два источника финансирования: - увеличение кредиторской задолженности; - кредиты и займы под залог выполняемых контрактов. При ...
Оценка реальных активов
предприятия
Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия следует выделить отдельным показателем, так как он в какой-то мере определяет сферу деятельности предприятия: занято предприятие производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг или предприятие занимается торговой, снабженческой, сбыт ...
Экономический анализ исчисления и взимания налога на доходы физических лиц
налоговым агентом
Министерство финансов РСО-Алания является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой и бюджетной политики на территории республики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти. Министерство осуществляет свои полномочия непосредственно ...