Таким образом, можно выделить следующие основные особенности прямого налогообложения в сравнении с косвенным.
Прямые налоги выражают денежные отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками. В отличие от косвенных, субъектами денежных отношений при взимании прямых налогов выступают товаропроизводители и непосредственные плательщики налогов – юридические и физические лица.
В отличие от косвенных налогов, при сборе прямых отношения не возникают между товаропроизводителем и конкретным потребителем, что существенно снижает возможность возникновения экономических нарушений.
При функционировании прямых налогов не возникают прецеденты переложения налога первоначальным плательщиком на потребителя, ведущие к повышению цен и тарифов, в отличие от косвенных налогов.
Если косвенные налоги взимаются постепенно, что не способствует быстрому наполнению бюджета, то прямые налоги более предсказуемы и быстрее собираемы.
Прямые налоги не способствуют двойному налогообложению, тогда как при косвенном налогообложении на цену товара могут начисляться НДС и акциз.
В отличие от косвенных, прямые налоги более контролируемы, так как они всегда увязываются с доходами плательщиков. Последствия косвенного налогообложения трудно прогнозируемы, а при взимании прямых налогов государство точно знает, кто платит налоги, в каком размере и из каких источников. [20, с.59]
В прямых налогах в наибольшей степени соизмеряются две функции – стимулирующая и контрольная, обеспечивающие рациональность налогового механизма. Усиление политики в сторону прямого налогообложения способствует увеличению платежеспособного спроса потребителей, сокращает налоговое бремя предприятий, не ведет к дополнительной денежной эмиссии, росту оборотных фондов, за счет сокращения основных.
Определить место прямых налогов в налоговой системе РФ можно, изучив аспекты поступления прямых налогов в бюджетную систему России, начиная с 1990 года. Данные о поступлении прямых налогов в консолидированный бюджет РФ отображены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Удельный вес налогов в доходах консолидированного бюджета с 1990 по 2007 гг., %
№ п/п |
Год |
Косвенные налоги |
Налог на прибыль |
Налоги на имущество |
ЕСН |
Прочие налоги |
Прочие доходы |
1 |
1990 |
32,60 |
- |
- |
- |
30,28 |
37,12 |
2 |
1991 |
23,29 |
29,65 |
- |
- |
13,25 |
33,81 |
3 |
1992 |
41,70 |
30,19 |
- |
- |
9,35 |
18,76 |
4 |
1993 |
26,16 |
33,80 |
- |
- |
9,46 |
30,58 |
5 |
1994 |
26,04 |
28,42 |
- |
- |
11,08 |
34,46 |
6 |
1995 |
31,60 |
31,05 |
4,46 |
- |
19,48 |
13,41 |
7 |
1996 |
40,36 |
19,78 |
7,55 |
- |
20,58 |
11,73 |
8 |
1997 |
40,53 |
16,95 |
7,72 |
- |
22,55 |
12,25 |
9 |
1998 |
40,00 |
16,38 |
7,87 |
- |
21,22 |
14,53 |
10 |
1999 |
36,05 |
20,05 |
4,83 |
- |
22,57 |
16,50 |
11 |
2000 |
32,26 |
20,63 |
3,35 |
- |
24,91 |
18,85 |
12 |
2001 |
35,07 |
20,42 |
3,56 |
- |
28,73 |
12,22 |
13 |
2002 |
34,41 |
15,68 |
4,08 |
- |
34,26 |
11,57 |
14 |
2003 |
34,53 |
14,78 |
3,87 |
- |
36,62 |
10,20 |
15 |
2004 |
27,54 |
18,15 |
3,07 |
- |
42,16 |
9,08 |
16 |
2005 |
20,68 |
15,97 |
3,03 |
5,23 |
20,52 |
34,57 |
17 |
2006 |
17,27 |
16,20 |
3,01 |
5,95 |
21,60 |
35,97 |
18 |
2007 |
22,20 |
18,72 |
3,54 |
5,66 |
22,78 |
27,10 |
Статьи по финансам:
Бюджетная система России
Все бюджеты Российской Федерации объединяются в единый комплекс, который называется бюджетной системой. Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему кроме бюджетов государственные внебюджетные фонды.[14] Государственные внебюджетные фонды, как и бюджеты, утверждаются законодательными органами в ...
Оценка платежеспособности состояния
Оценка финансового состояния предприятия производится при помощи показателей платёжеспособности и финансовой устойчивости. В начале анализа платёжеспособности необходимо сгруппировать активы и пассивы баланса (в скобках указаны номера строк бухгалтерского баланса). Группировка активов (с позиции ли ...
Закладная
Следует числе актов, направленных на регулирование порядка выдачи и оборота закладных можно выделить: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в ред. от 18 декабря 2006 г.)[[65]]; Методические рекомендации по применению профессиональными участниками рынка цен ...