Государственное регулирование денежно-кредитных и валютных отношений в Республике Таджикистан

Информация о финансах » Вопросы реформирования денежно-кредитных и валютных отношений как метод регулирования инфляции в Республики Таджикистан » Государственное регулирование денежно-кредитных и валютных отношений в Республике Таджикистан

Страница 2

Наука о государственном регулировании и практический опыт стран с рыночной экономикой свидетельствуют об объективной необходимости активного вмешательства государства в экономику, характеризующуюся сложной системой связей и зависимостей. Необходимость государственного регулирования экономики, то, что, пока существует государство, его роль в управлении экономикой полностью исчезнуть не может, никем не оспаривается.

Из множества высказываний о необходимости государственного регулирования экономики приведем лишь три, принадлежащие разным по своим политическим, экономическим и вообще мировоззренческим убеждениям авторам. Одно принадлежит К. Марксу, другое – представителю неоклассического направления экономической науки Ф. фон Хайеку и третье – русскому философу серебряного века и одновременно экономисту-теоретику Сергею Булгакову.

По словам К. Маркса, регулирование присутствует во всяком достаточно развитом производственном процессе, так как обеспечивает его целостность и законченность Ф. фон Хайек писал, что «перед государством в рыночной экономике открывается довольно широкое поле деятельности. Это и создание условий для развития конкуренции, и замена ее другими методами регуляции, там, где это необходимо, и развитие услуг, которые, по словам Адама Смита, «хотя и могут быть в высшей степени полезными для общества в целом, но по природе своей таковы, что прибыль от них не сможет окупить затрат отдельного лица или небольшой группы предпринимателей». Никакая рациональная система организации не обрекает государство на бездействие». Наконец, Сергею Булгакову принадлежит следующее высказывание «В соответствии с глубоко укоренившейся патримониальной традицией государство, видимо, должно играть определенную роль в таких сферах, как инфраструктура снабжения, транспорт, энергетика, связь, образование, правовая стабильность, социальное страхование и т.д. София рынка сама по себе не может обеспечить всеобщее благосостояние. Приписывать рынку такую способность – значит, распространять фатальный квазирелигиозный миф».

Необходимость государственного регулирования обусловлено производственными отношениями в обществе, проявляющимися в объективно существующих единстве и противоположности экономических интересов государства и субъектов рынка. Это единство и противоположность интересов отрицает догматическую приверженность, по выражению Ф. фон Хайека, идеологии девятнадцатого столетия, или принципу «laissez-faire».

В зарубежной экономической науке вопросы необходимости государственного регулирования, целей, функций, методов и инструментов его осуществления активно исследуются представителями разных направлений. В числе представителей кейнсианского направления Д. Хикс, Э. Хансен, Е. Домар, Я. Тинберген, Дж. Робинсон. Современные неоклассические направления представлены М. Фридменом, Ф. фон Хайеком, Д. Бьюкененом, А. Лаффером. Среди теоретиков синтеза кейн-сианского и неоклассического подходов к проблеме государственного регулирования – Д. Дорнбуш, Н. Уолнес, Т. Сержент, П. Самуэльсон.

При изучении современных теорий макроэкономического регулирования установлено, что представители различных направлений западной экономической мысли по-разному определяют экономическую роль и границы государственного вмешательства в действие рыночного механизма. Но общим признанием пользуются функции государства, обусловленные закономерностями самой рыночной системы. К ним относятся, во-первых, обеспечение поддержки функционирования рыночной экономики, а именно создание правовой базы и предоставление услуг, необходимых для эффективности рыночной системы, таких, как организация денежного обращения, защита конкуренции, поддержание общественного порядка и т.п., и, во-вторых, стимулирование развития рыночной системы в соответствии с экономической политикой государства посредством мер по экономической стабилизации, стимулирования экономического роста, контроля за уровнем безработицы и инфляции и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по финансам:

Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год
В связи с мировым экономическим кризисом в Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» внесены изменения согласно следующим законодательным актам: 1) ФЗ от 30.12.2008 №324-ФЗ; 2) ФЗ от 26.02.2009 №26-ФЗ; 3) ФЗ от 28.04.2009 №76 ...

Экономическая сущность финансовых рисков
Основной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является получение прибыли, однако в полной мере предвидеть ее результат невозможно, поскольку хозяйствующие субъекты сталкиваются с различными видами рисков, осложняющих их деятельность. Категория риска используется многими на ...

Закладная
Следует числе актов, направленных на регулирование порядка выдачи и оборота закладных можно выделить: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в ред. от 18 декабря 2006 г.)[[65]]; Методические рекомендации по применению профессиональными участниками рынка цен ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru