Государственное регулирование денежно-кредитных и валютных отношений в Республике Таджикистан

Информация о финансах » Вопросы реформирования денежно-кредитных и валютных отношений как метод регулирования инфляции в Республики Таджикистан » Государственное регулирование денежно-кредитных и валютных отношений в Республике Таджикистан

Страница 3

Основные идеи теорий, составляющих науку о государственном регулировании, на практике реализованы в той или иной модели рыночной экономики (западноевропейская модель «социального рыночного хозяйства», «американская модель», «японская модель», модель «рыночной социалис-тической экономики» Китая). Таким образом, вопросы государственного регулирования за рубежом вызывают активный не только теоретический, но и практический интерес.

Резкая смена экономической парадигмы в Таджикистане, сдвиг в системе ценностей, обусловленный переходом к принципиально иной социально-экономической системе, рыночной трансформацией экономики Таджикистана и отходом от модели «планового фетишизма», требуют формирования иной доктрины экономической политики. Это, несомненно, актуализирует проблемы государственного регулирования экономики Таджикистана в теоретическом и практическом аспектах.

Говоря о роли государственного регулирования экономики Таджикистана, специфика которой выражается в обратной последовательности этапов становления рыночных отношений (не от свободной конкуренции через господство монополий к государственному регулированию, а от тотального огосударствления всех общественных процессов к конкуренции), нельзя не учитывать того, что если развитие уже сложившейся рыночной экономики происходит эволюционным путем, не требующим, как правило, усиления экономического вмешательства государства, то в Таджикистане переход к рынку осуществляется революционным путем, через глубокие качественные изменения ранее существовавшей экономики, предполагающие активную роль государства как организующего начала этих изменений. Подобная роль государства обусловливает отмечаемое в литературе основное противоречие переходного периода, когда создание рыночного саморегулирующего механизма вызывает необходимость усиления внешнего, государственного воздействия.

Как справедливо отмечает в своей докторской диссертации И.В. Новикова, в России (прим. автора, так и в Таджикистане) на качественно ином уровне идёт процесс, идентичный становлению после второй мировой войны государственно оформленных рыночных систем в Западноевропейских странах («План Маршалла») и в Японии («Линия Доджа-Шоупа»). Опыт послевоенного восстановления Европы и Японии свидетельствует об огромной роли государства и проводимой им целенаправленной экономической политики. В современных условиях к управляемым через государственную инициативу можно отнести становление рыночных систем в Южной Корее, Новой Зеландии, Сингапуре и Тайване.

Изучение государственного регулирования вызвано необходимостью раскрытия этого понятия как структурного элемента методологии процесса познания. Знание функций и роли государства в переходный к рынку период важно для формирования основных направлений экономического воздействия на денежно-кредитный валютный рынок, для выбора конкретных форм и механизмов, через которые реализовывалась бы объективная тенденция усиления сознательного начала в хозяйственной жизни общества.

Направления экономического воздействия государства на деятельность субъектов рынка определяются, прежде всего, макроэкономическими целями этого воздействия, или мысленно предвосхищаемыми результатами деятельности всех экономических субъектов (агрегированного субъекта).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по финансам:

Последовательность проведения денежной реформы
Первоочередной задачей Витте было решить, по какому пути проводить денежное преобразование: взять курс на золотой монометаллизм или на биметаллизм, применяющий в равной степени как золото, так и серебро. Поначалу Витте склонялся ко второму варианту, потому как Россия привыкла к хождению монет из ра ...

Элементы финансового механизма развития малого бизнеса в России
Возрастающая роль малого бизнеса в становлении и развитии рыночной экономики России позволяет отнести к разряду дискуссионных вопросов, прежде всего, вопрос о составляющих элементах финансового механизма развития малого бизнеса [8, c.17-19]. Структура финансового механизма довольно сложна и с учёто ...

Планирование расширения рекламной деятельности
Реклама в прессе — это рекламные материалы, которые опубликованы в периодической прессе. Она делится на два вида: 1. Рекламные объявления 2. Публикации обзорно-рекламного характера — это, как правило, Печатная реклама. К ней относятся: 1. Каталог 2. Проспект 3. Буклет 4. Плакат 5. Листовка Аудиовиз ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru