Основные идеи теорий, составляющих науку о государственном регулировании, на практике реализованы в той или иной модели рыночной экономики (западноевропейская модель «социального рыночного хозяйства», «американская модель», «японская модель», модель «рыночной социалис-тической экономики» Китая). Таким образом, вопросы государственного регулирования за рубежом вызывают активный не только теоретический, но и практический интерес.
Резкая смена экономической парадигмы в Таджикистане, сдвиг в системе ценностей, обусловленный переходом к принципиально иной социально-экономической системе, рыночной трансформацией экономики Таджикистана и отходом от модели «планового фетишизма», требуют формирования иной доктрины экономической политики. Это, несомненно, актуализирует проблемы государственного регулирования экономики Таджикистана в теоретическом и практическом аспектах.
Говоря о роли государственного регулирования экономики Таджикистана, специфика которой выражается в обратной последовательности этапов становления рыночных отношений (не от свободной конкуренции через господство монополий к государственному регулированию, а от тотального огосударствления всех общественных процессов к конкуренции), нельзя не учитывать того, что если развитие уже сложившейся рыночной экономики происходит эволюционным путем, не требующим, как правило, усиления экономического вмешательства государства, то в Таджикистане переход к рынку осуществляется революционным путем, через глубокие качественные изменения ранее существовавшей экономики, предполагающие активную роль государства как организующего начала этих изменений. Подобная роль государства обусловливает отмечаемое в литературе основное противоречие переходного периода, когда создание рыночного саморегулирующего механизма вызывает необходимость усиления внешнего, государственного воздействия.
Как справедливо отмечает в своей докторской диссертации И.В. Новикова, в России (прим. автора, так и в Таджикистане) на качественно ином уровне идёт процесс, идентичный становлению после второй мировой войны государственно оформленных рыночных систем в Западноевропейских странах («План Маршалла») и в Японии («Линия Доджа-Шоупа»). Опыт послевоенного восстановления Европы и Японии свидетельствует об огромной роли государства и проводимой им целенаправленной экономической политики. В современных условиях к управляемым через государственную инициативу можно отнести становление рыночных систем в Южной Корее, Новой Зеландии, Сингапуре и Тайване.
Изучение государственного регулирования вызвано необходимостью раскрытия этого понятия как структурного элемента методологии процесса познания. Знание функций и роли государства в переходный к рынку период важно для формирования основных направлений экономического воздействия на денежно-кредитный валютный рынок, для выбора конкретных форм и механизмов, через которые реализовывалась бы объективная тенденция усиления сознательного начала в хозяйственной жизни общества.
Направления экономического воздействия государства на деятельность субъектов рынка определяются, прежде всего, макроэкономическими целями этого воздействия, или мысленно предвосхищаемыми результатами деятельности всех экономических субъектов (агрегированного субъекта).
Статьи по финансам:
Планирование расширения рекламной
деятельности
Реклама в прессе — это рекламные материалы, которые опубликованы в периодической прессе. Она делится на два вида: 1. Рекламные объявления 2. Публикации обзорно-рекламного характера — это, как правило, Печатная реклама. К ней относятся: 1. Каталог 2. Проспект 3. Буклет 4. Плакат 5. Листовка Аудиовиз ...
Безрисковая ставка
При расчете ставки дисконтирования в процессе оценки используется ряд методик, большинство из которых, по сути, предусматривает корректировку безрисковой ставки доходности до величины, учитывающей рискованность вложений в тот или иной актив. Так, в модели кумулятивного построения, используемой при ...
Виды планов
перспективного планирования
Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное [15]. 1) Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенног ...