Вместе с тем экономическая политика в первую очередь базируется на определенном своем теоретическом обосновании, составляющем концепцию государственного регулирования. Как известно, основные современные направления мировой экономической мысли, определяющие модели государственного регулирования, – это экономический либерализм или неоклассическое направлением и неокейнсианство. Признавая «магический четырехугольник целей», представители этих направлений экономической мысли отдают предпочтение разным целям.
В неокейнсианской модели экономической политики главной целью является достижение высокой степени занятости или борьба с безработицей. В неоклассическом направлении, ставшем теоретической основой консерватизма, опирающегося на теории «монетаризма», «экономики предложения» и «рациональных ожиданий», задачей номер один выступает стабильность цен и борьба с инфляцией.
Практическая реализация целей макроэкономической политики требует применения соответствующего инструментария, в совокупности представляющего собой хозяйственный механизм ее осуществления. Классифицируя формы государственного регулирования по критерию инструментария, И.В. Новикова выделяет четыре формы, каждая из которых используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях с другими формами. Это – законодательная, социально-экономическая, в свою очередь подразделяемая на налогово-бюджетную и кредитно-денежную формы и административная, включающая административно-экономическую и организационно-административную формы.
Общепризнано мнение, что важнейшими инструментами макроэкономической политики являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политики. Как отмечает М.Н. Исалова, американские экономисты вообще не вычленяют отдельные направления государственной политики, а называют лишь такие, как налогово-бюджетная (фискальная) и денежно-кредитная. Налогово-бюджетная, или финансовая, политика является более традиционной. В отношении её использования накоплен большой опыт. Она предполагает более прямое воздействие на экономику по отношению с кредитно-денежной политикой.
Каковы место и роль каждого из этих двух инструментов государственного регулирования?
В соответствии с (пост) кейнсианством, для которого характерно признание активного участия государства в экономических процессах, налогово-бюджетная политика выступает основным инструментом. Использование кейнсианцами концепции функциональных финансов предполагает регулирование совокупного общественного спроса посредством бюджетных расходов и прогрессивного налогообложения. Равномерное распределение доходов с помощью прогрессивных налогов кейнсианцы рассматривают как одно из условий расширения спроса и стимулирования инвестиций. Таким образом, в рамках (пост) кейнсианской концепции решение проблем экономического роста, безработицы и социального обеспечения граждан происходит усиление перераспределительной функции государства, проявляемой в дефицитном финансировании государственных расходов и прогрессивной системе налогообложения.
Диаметрально противоположное кейнсианству мнение о месте и роли государства у представителей неоконсервативных школ и направлений, в основе которых лежит неоклассическое понимание рынка как саморегулирующейся системы, внутренне стабильной и устойчивой. Убеждение в необходимости очень ограниченного государственного регулирования экономики ведет к признанию за кредитно-денежной политикой приоритета по сравнению с налогово-бюджетной. Представители неоконсерватизма указывают на неэффективность бюджетной политики, которая в кейнсианской доктрине регулирования занимает центральное место. Так, монетаристы считают налогово-бюджетное регулирование не только неэффективным, но и способствующим экономическому спаду. Ими было определено понятие эффекта вытеснения частных инвестиций в процессе финансирования государственных расходов, суть которого состоит в том, что при увеличении налогообложения снижается потребительский спрос, который ведёт к уменьшению и совокупного спроса, если изъятые прогрессивным налогообложением средства не компенсируются дополнительной денежной эмиссией.
Статьи по финансам:
Инвестиционный проект как объект анализа
Инвестиционный проект представляет собой основной документ, определяющий необходимость осуществления реального инвестирования, в котором в общепринятой последовательности разделов излагаются основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией. Основу инвестиционной ...
Налогообложение доходов от
операций с ценными бумагами
В доходы по операциям с ценными бумагами включаются следующие группы доходов: 1) комиссионные (брокерские) вознаграждения; 2) доходы от реализации (иного выбытия) ценных бумаг, находящихся на балансе организации. Комиссионные вознаграждения получают организации- профессиональные участники фондового ...
Сберегательный и депозитный сертификаты
Являются еще одним видом ценных бумаг. В соответствии со ст. 844 ГК РФ депозитными и сберегательными сертификатами признаются ценные бумаги, удостоверяющие сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока сумм ...