Заключение

Страница 1

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большей степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903гг.) их размер достиг колоссального размера – 3млрд. рублей золотом. В конце XIX- начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904г. на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907гг. внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905г. эмиссия кредитных рублей опять стала возрастать. Однако вплоть до первой мировой войны России удалось сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.

Рубеж XIX - XX вв., ставший переломным моментом в истории России, был отмечен распадом традиционного аграрно-патриархального общества и становлением нового индустриального. Этот процесс тесным образом был связан с деятельностью великого реформатора страны С.Ю. Витте. Модернизируя российские экономические структуры, он стремился придать развивающемуся в стране капитализму европейский облик. Только в индустриальном развитии страны видел Витте путь ее буржуазного прогресса, при этом индустриальный фактор он рассматривал не как чисто технический, а в качестве важного преобразующего экономического начала и социального инструмента стабилизации политической обстановки.

Прежде всего, исследование показало, что реформы С.Ю. Витте явились практической реализацией программы социально-экономической модернизации России, и в этом смысле, нельзя не отметить их логической последовательности и теоретической обоснованности. Во-вторых, рассмотренные реформы носили системный характер, они находились в тесной взаимосвязи и были подчинены главной цели - созданию национальной российской промышленности.

В частности, Витте завершил начатый его предшественниками процесс стабилизации рубля и ввел в России золотое денежное обращение. В этой связи был реформирован Государственный банк, который стал центральным эмиссионным учреждением. Введение золотого стандарта обеспечило устойчивое положение рубля и открыло возможности для широкого привлечения в Россию иностранных капиталов, как в виде займов, так и инвестиций.

С.Ю. Витте стремился широко использовать международный денежный рынок. Одновременно с привлечением иностранных капиталов С.Ю.Витте предпринял меры к накоплению внутренних ресурсов. Этой цели, прежде всего, служила система налогообложения. В 1898 году был утвержден новый промысловый налог, пополнивший доходы государства за счет отчислений с промышленных предприятий. Резко возросли косвенные налоги. Одним из самых эффективных средств накопления внутренних ресурсов стала винная монополия, введенная в 1894 г. В целях развития отечественной промышленности Витте придерживался протекционистской системы.

Под влиянием объективно существующих факторов самобытности российской истории (природно-климатического, геополитического, конфессионального и иных) в России сложилась и веками существовала специфическая, особая социальная организация. Одной из наиболее характерных ее черт было то, что государство здесь являлось не надстройкой над гражданским обществом (как в западных странах), а становым хребтом, а порой - и творцом институтов гражданского общества. Специфика российской политической системы состояла в том, что она либо обладала сакральным характером (и порой подавляла и без того слабые институты гражданского общества), либо, будучи неэффективной, вела к Смуте и распаду не только территориальных, но и социальных связей. В России государство, общество, личность никогда не были разделенными (как на Западе), они были взаимопроницаемы, целостны, соборны. Государственность в России всегда опиралась на корпорацию служилой знати (будь то дворянство или номенклатура, либеральная бюрократия или кто-то еще). Этот тип социальной организации отличался всегда чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, но не суть, воссоздавался после каждого потрясения в российской истории.

Под реформами в исторической литературе обычно понимают лишь те политические решения, которые направлены на либерализацию, большее или меньшее ограничение власти, на разделение властей, передачу того или иного объема полномочий различным ее ветвям, привлечение к государственному управлению представительных учреждений и общественных организаций (т.е. "укрепление властной горизонтали"). При таком подходе контрреформами всегда выглядят ответные меры власти, носящие охранительный, консервативный характер

Власть первого лица в России всегда была определяющей. В том числе она определяла и судьбу политических реформ. От первого лица (назывался ли он императором, генеральным секретарем или президентом) зависело если не все, то очень многое в российских реформах. Попытки ограничения власти первого лица, расширения коллегиальных форм не приносили должного результата. Более того, каждая такая попытка приводила к ослаблению самой власти, а в итоге - к дезорганизации, заканчивавшейся еще большей централизацией и сильной личной властью. Неудивительно, что сейчас, согласно действующей Конституции, президент страны имеет полномочия, сравнимые с властью императора начала XX в. А в чем-то и превосходит их. К примеру, по Основным законам Российской империи 1906 г., отдельные указы императора не действовали в том случае, если Дума не одобряла их. Если же она находилась в это время на каникулах, то указ императора должен был получить ее одобрение в двухмесячный срок. В противном случае он терял силу. Указы президента страны, как известно, не могут быть отменены никем.

Страницы: 1 2

Статьи по финансам:

Виды финансового контроля
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В частности, по субъектам проведения выделяют: государственный, реализуемый через общегосударственный контроль (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов ...

Режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
В современной России сегмент срочного рынка начал формироваться и развиваться с начала 1990-х годов, когда в 1992 г. на Московской товарной бирже появилась срочная секция. Необходимость появления срочного рынка состояла в следующем: § в условиях волатильности экономической конъюнктуры в рыночной эк ...

Прямое налогообложение организаций как основа для построения оптимальной налоговой системы РФ
Налоги - одна из наиболее сложных и противоречивых с практической точки зрения проблем в России. Совершенную налоговую систему, нацеленную на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение макроэкономического равновесия, можно создать только на ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.forcefinance.ru